Савощик Ксения Александровна
Комплексно-тематическое музыкальное занятие «Солнечная капель» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сейчас какое время года? (Весна). Весна – очень красивое время года, и многие художники посвятили свое творчество именно этому времени года. Презентация «Весенняя природа» Музыкальный руководитель : (перед показом картины «подснежник») Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Ребята, какие первые весенние цветы вы знаете. Правильно, подснежники. Что вы можете сказать о подснежнике. Это очень красивый, светлый, нежный весенний цветок. (1-3 слайд) Посмотрите, как подснежник растет в лесу, какой это красивый, нежный, и в тоже время отважный цветок, который не боится холода и снега (4-5 слайд). У нас Ульяна знает стихотворение про «подснежник», давайте послушаем её. Ульяна: Весна приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. Музыкальный руководитель : Художники писали картины, поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы – музыку о нём. Послушайте музыкальное произведение композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал очень много музыки для детей. Но мы послушаем сегодня одно произведение, которое называется: «Подснежник». Звучит «Подснежник» П. И. Чайковского. Музыкальный руководитель : • Скажите, какая музыка по характеру? (Дети по очереди говорят - нежная, ласковая, прозрачная, солнечная) • Можно ли сравнить музыку с цветком, чем они могут быть похожи? • Как бы вы назвали музыкальное произведение? (Весеннее утро, ласковое солнце, пробуждение весны, весеннее настроение). • Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка? • Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц) • Ребята, как вы думаете, мы с вами можем изобразить своим голосом звуки природы весной? Конечно, да. Давайте вспомним звуки весенней природы и попробуем изобразить их своим голосом. Послушайте мой рассказ и повторяйте за мной. Фонопедическое упражнение «Голоса весны» -Пригрело весеннее солнышко -С пригорка побежал веселый ручеек. Подумайте, какими звуками можно показать журчание ручейка? (Дети «болтают» языком. Можно предложить работу в подгруппах : как «журчит» ручеек у девочек, а как у мальчиков). -До краев наполнил большую глубокую лужу (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр) -Перелился через край (делают голосом «волну») -И дальше побежал (булькают языком) -Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком, расправили крылышки (крш, крш) и полетели кто куда (трр-трр-трр, шепотом) -Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур) -И вылез ежик (сопят носом). -Лес наполнился птичьими голосами (подражают голосам птиц) -Вот и пришла весна (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук) Музыкальный руководитель : Хорошо. Молодцы. Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе? (ручейка, солнышка, жучков, птиц) Музыкальный руководитель : Ребята, вы, конечно же, согласитесь, что первый признак Весны – это яркое, теплое Солнышко. Только Солнышко, которое вы сейчас видите у нас в зале, очень грустное. (Бумажный макет солнца не имеет лучей). Скажите, почему? (Дети отвечают). Конечно, ему надо добавить лучиков. Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и длинными. (Показываю ритмическую мелодию с короткими и длинными звуками сначала прохлопывая в ладоши. Один ребёнок крепит лучики к магнитной доске к половине солнышка, другой ребёнок крепит лучики к другой половине солнышка, а остальные поют песенку. Музыкальная распевка «Подари лучик солнышку». Солнышко, солнышко, ярче нам свети. Музыкальный руководитель : Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее. Яркому солнышку обрадовались птички и весело запели. Послушайте песню, часть которой мы слушали на прошлом занятии и скажите, голоса каких птиц вы услышали в ней? Исполняется песня «Весенний будильник» муз. С. Соснина, сл. М. Садовского Музыкальный руководитель : Голоса каких птиц вы услышали? (Дети отвечают). (Разучиваем 1 куплет). Теперь я хочу предложить вам вместе со мной исполнить эту песню. Голоса каких птиц (какие по высоте звуки) мы можем предложить исполнить девочкам, а каких – мальчикам? Почему? (У девочек голос выше, у мальчиков ниже). (Репетируем) Исполняется песня с детьми. Музыкальный руководитель : А сейчас, ребята, давайте споё м знакомую нам песню: «Солнечная капель». (Исполняют дети под аккомпанемент фортепиано) Песня «Солнечная капель» муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой Музыкальный руководитель : А можем ли мы с вами изобразить ручеёк по - другому, не только голосом? … (Дети отвечают) Конечно, в движении, и сейчас мы с вами побудем в роли веселых ручейков. Вставайте, ребята, в круг. Двигательное упражнение «Ручеек» Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал (бегут) Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал (присаживаются на корточки) То снова он пустился вскачь (бегут вприпрыжку) То будто бы уснул (остановились, присели) Увидел речку – прыг туда (прыжок вперед) И сразу утонул. (присели) Музыкальный руководитель : Молодцы, мы с вами показали разные ручейки. Скажите, какой весенний месяц идет сейчас? Правильно, апрель. Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Апрель» в исполнении Данила. Данил: Апрель! Апрель! (треугольник) На дворе звенит капель, (треугольник) По полям бегут ручьи, (металлофон) На дорогах лужи, (румба) Скоро выйдут муравьи (деревянные ложки) После долгой стужи (маракас) Пробирается медведь (трещотка) Сквозь густой валежник! Стали птицы песни петь (свистулька) И расцвел подснежник! (колокольчик) - Я думаю, что это не простое стихотворение, а «музыкальное», и в нем спрятались, … как вы думаете… (дети отвечают… песенки). Давайте подумаем, как мы можем услышать эти песенки? Что же может нам в этом помочь? (Дети предлагают варианты). Предлагаю нам исполнить это стихотворение вместе с музыкальными инструментами. Давайте подберем музыкальные инструменты. (Дети берут инструменты, садятся с ними на ковёр, музыкальный руководитель читает стихотворение, дети знакомятся со звуком инструментов, подбирают их к стихотворным строчкам). Исполнение с инструментами. Музыкальный руководитель : Молодцы, у нас получился чудесный весенний оркестр. Чьи же песенки прозвучали в этом стихотворении? (музыка капели, ручейка, муравьёв, медведя, стужи, песни птиц). - А сейчас я предлагаю вам исполнить веселую композицию весеннего танца. Танец – композиция : «Весна – Красна» Музыкальный руководитель : - Скажите, ребята, что нового мы сегодня узнали? (Посмотрели картины о подснежнике, прослушали произведение «Подснежник», исполнили музыку весны на музыкальных инструментах, познакомились с новым упражнением «Голоса весны», проделали упражнение «Ручеёк», разучили новую песню «Весенний будильник», подарили лучики солнышку). Музыкальный руководитель : Я желаю вам всем хорошего весеннего настроения. До свидания! Под музыку «Весна – Красна» дети выходят из зала.