Кудрявцева Галина
Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Общие положения
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Публикация «Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.
Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфо -обращение: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как организованную образовательную деятельность физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур, требующих определенных временных затрат, необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна. Время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Во время прогулки можно провести с детьми две – три игры разной степени подвижности (10 – 15 мин., несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.
Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
1. обеспечение снижения частоты случаев заболеваемости
2. улучшение физического развития детей
3. повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
4. формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
1. обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
2. забота о социальном благополучии ребёнка.
3. всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Пути реализации:
1. внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
2. партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
1. У детей :
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
1. У педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
3. У родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от вопросной категории детей и уровня их физического развития.
6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления программы:
Профилактические мероприятия
1. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
- мониторинг здоровья
- рациональная организация двигательной активности
- система работы с родителями
- система закаливания
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
- строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
- коррекция режима дня и питания;
- закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
- мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Психогигиенические мероприятия
- осмотр детей специалистами и осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий и заболеваемости детей
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
- ходьба по «ребристым дорожкам»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- ионизация помещений
- витаминизация третьего блюда
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «ребристой дорожке»
- релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
Строгое соблюдение режима дня:
1. Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
2. Полноценный дневной сон
3. Прогулка
Развитие моторики:
1. Игровой массаж
2. Пальчиковая гимнастика
Физическая культура:
1. С элементами дыхательной гимнастики
2. Утренняя гимнастика
3. Занятия на улице с элементами подвижных игр
4. Занятия в бассейне
Основы закаливающих мероприятий:
1. Соответствующая одежда для улицы
2. Длительное пребывание на свежем воздухе
3. Воздушные и солнечные ванны летом
4. Полоскание горла
5. Дыхательная гимнастика
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
1. Влажная уборка помещений
2. Проветривание
3. Ионизация
4. Витаминизация
Схема закаливания детей
Требования к проведению закаливания:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2. Положительные реакции ребёнка на закаливание;
3. Согласие родителей
3. Непрерывность закаливания;
4. Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
План профилактических мероприятий для детей на день
Условия сохранения здоровья детей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей :
1. Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНа
2. Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
3. Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
4. Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
5. Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда
6. Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
7. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации
Планирование работы с детьми
Оборудование предметно-развивающей среды
Семья - Анкетирование
Родительские собрания
Консультации
Совместная работа
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания :
- умывание
- ходьба по «ребристым дорожкам»
- контрастное обливание рук по локоть
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
Профилактическая работа :
- постоянный контроль за осанкой
- контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- ионизация помещений
- витаминизация блюд
Использование нетрадиционного оздоровления :
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- хождение по «ребристым дорожкам»
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями :
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ