Головлёва Галина Степановна
Комплексная реабилитация детей раннего возраста в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Перемены, происходящие в российском обществе, в образовательной политике государства, гуманизация обучения и воспитания, направленные на гармоничное развитие личности, ее социализацию и индивидуализацию, определяют изменения в специальном образовании, одной из целей которого является создание условий для раннего выявления, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Этой работой на протяжении многих лет занимаются различные образовательные организации и Дома ребенка, вне зависимости от ведомственной принадлежности.
Публикация «Комплексная реабилитация детей раннего возраста в условиях Дома ребенка» размещена в разделах
В соответствии с Типовым положением о доме ребенка и Уставом учреждения данного профиля создаются для круглосуточного содержания, воспитания детей, оказания им комплекса социально-медицинской помощи и их медико-психолого-педагогической реабилитации.
Контингент воспитанников Дома ребенка составляют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, временно помещенные родителями в учреждение в связи с тяжелой жизненной ситуацией, от рождения до семилетнего возраста.
Кроме того, одной из частых причин временного помещения детей в данное учреждение является наличие у них проблем со здоровьем, вплоть до установления инвалидности.
Статистика фиксирует, что большую часть воспитанников специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья:
- с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии;
- страдающие хроническими заболеваниями;
- с детским церебральным параличом и множественными нарушениями развития.
Это проявляется в виде задержки психического и речевого развития, различных речевых и двигательных нарушений; у ребенка обнаруживаются трудности в обучении, а порой и в элементарном уходе за собой.
В связи с вышесказанным обоснована потребность детей и их родителей данной категории в профессиональной помощи разноплановых специалистов. Комплексные мероприятия по абилитации и реабилитации воспитанников Дома ребенка приобретают особую социальную значимость, должны начинаться как можно раньше. Реабилитационные меры медицинского, психологического, социально-педагогического плана должны использоваться одновременно и в комплексе. При правильно организованном процессе возможно добиться неплохих темпов физического и нервно-психического развития детей.
Материально-техническая база Домов ребенка, кадровый состав позволяют в полной мере обеспечить условия для безопасной жизнедеятельности воспитанников, сохранения и укрепления их психического и физического здоровья, разностороннего развития и социальной адаптации.
Одна из форм организации комплексного сопровождения детей с особыми потребностями - оказание услуг ранней помощи. Это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, интегрирующая теоретические и практические основы комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии и детей группы риска с первых месяцев жизни. Одним из учреждений, успешно реализующих данное направление, является ГБУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» со столетней историей существования в области. Расскажу об имеющейся там реабилитационной базе :
физиотерапевтический кабинет с современной аппаратурой;
зал лечебной физкультуры и массажа, оснащенный детскими тренажерами, спортивным уголком, ребристыми дорожками для лечения и профилактики плоскостопия, надувным батутом, массажерами и другими реабилитационными приспособлениями для лечения патологии костно-мышечной системы;
музыкальный зал с музыкальными инструментами, видео- и аудиотехникой, кукольным театром. В зале проводятся музыкальные занятия, утренники и дни рождения;
комната, оборудованная сенсорным уголком, домашней мебелью, игрушками, музыкальным центром, прибором для арома-терапии, где проводится психологическая реабилитация;
кабинет «Лекотека».
Камеры видеонаблюдения позволяют отслеживать и контролировать соблюдение режимных моментов, проведение занятий с детьми.
Установка внутренней телефонной связи помогает мобильно и оперативно решать многие функциональные задачи.
В здании имеется прачечная, пищеблок, процедурный и прививочный кабинеты, оснащенные всем необходимым оборудованием.
Для достижения уставных целей и задач в Доме ребенка созданы и работают в тесном взаимодействии следующие службы учреждения:
-специализированная медицинская служба;
-социально -юридическая служба;
-административно-хозяйственная служба;
-психолого - педагогическая служба.
Все службы учреждения в комплексе являются равноправными участниками целостного образовательного и лечебно-реабилитационного процесса, выполняя при этом разные функции (в соответствии со своими социальными ролями, а именно:
- обеспечение достойного содержания детей и круглосуточного ухода за ними;
- обеспечение ранней и полной диагностики имеющихся у ребенка заболеваний, осуществление своевременного целенаправленного лечебно-реабилитационного процесса, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
- обеспечение диспансеризации и диспансерного наблюдения;
- проведение общеоздоровительных и профилактических мероприятий, в том числе иммунопрофилактики;
- осуществление воспитательной и образовательной деятельности;
- комплексная пихолого-педагогическая и социальная реабилитация воспитанников;
- социальная и юридическая защита прав и интересов детей;
- деятельность по возвращению детей родителям, работа с семьями воспитанников по профилактике уклонения от выполнения родительских обязанностей и поддержанию детско-родительских отношений;
- устройство детей на семейные формы воспитания в пределах компетенции учреждения;
Воспитательная и коррекционная работа с воспитанниками Дома ребенка выстраивается по специальным программам для детей раннего и младшего дошкольного возраста и основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.
Специалисты и воспитатели организуют с детьми индивидуальные и групповые занятия, направленные на компенсацию и предупреждение вторичных отклонений речевого дефекта, формирование и развитие коммуникативных функций: развитие когнитивной, эмоциональной, сенсорной сферы ребенка.
Для успешного развития речи малышей применяется один из наиболее эффективных методов работы - логоритмика, который позволяет преодолевать речевые нарушения путем коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. При этом решение задач комплексной реабилитации реализуется в рамках непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности малышей.
Постоянно проводимый мониторинг нервно-психического развития детей по состоянию на конец учебного года выявляет позитивную динамику в освоении индивидуальных образовательных маршрутов у большинства воспитанников. А это служит большим подспорьем в деле возвращения детей в кровные семьи, либо в подборе для них потенциальных родителей.
Вместе с тем, есть и негативные факторы, препятствующие результативному освоению индивидуальных программ, которые связаны со спецификой работы Дома ребенка как сиротского учреждения. Среди них:
- зачастую длительная адаптация к группе у ряда детей;
- постоянно меняющийся состав детей в группе в течение года;
- частая заболеваемость;
- родительская депривация.