Сухина
Комплексная программа студии развития творческих способностей детей для детей 7–14 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Кировский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Заря»»
Отделение дневного пребывания
Утверждена
приказом директора
ГКУ СО «КСРЦН «Заря»
от «27» 08. 2018г. № 460 - ОД
Комплексная программа студии
развития творческих способностей детей
для детей (7-14 лет)
(срок реализации программы 4 месяца)
Разработала:
Публикация «Комплексная программа студии развития творческих способностей детей для детей 7–14 лет» размещена в разделах
Сухина А. Е. воспитатель
отделения дневного пребывания
г. Новопавловск
Пояснительная записка.
Программа студии развития творческих способностей детей «Семицветик», состоит из трех разделов «Изо - терапия», «Кукольный театр» и «Рукоделие». Программа направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей детей на основе их собственной творческой деятельности. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Темы занятий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Цель:
Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его творческих способностей.
Задачи:
1. Познакомить получателей социальных услуг с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
2. Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
5. Обучать приемам нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке и аппликации с использованием различных материалов.
6. Развивать умение совместной деятельности, коммуникативные навыки, воспитывать чувство товарищества.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – от 7 до 14 лет.
Срок реализации: Программа рассчитана на 4 месяца. Занятия проводятся 5 раз в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Форма и методы реализации программы :
• групповая и индивидуальная работа с детьми;
• выставки творческих работ;
• участие в различных конкурсах, ярмарках;
• публикация информации в СМИ.
Предполагаемый результат реализации программы :
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
• инициативность;
• самостоятельность;
• любознательность;
• наблюдательность;
• воображение, фантазия, образное мышление;
• творческие способности;
• склонность к экспериментированию;
• способность к принятию решений.
Календарно-тематический план
Комплексной программы развития творческих способностей детей «Семицветик»
на 2021 учебный год
по разделу: Изо-терапия «Акварелька»
2 раза в неделю,
всего по учебному плану 16 учебных недель (32 часа)
№ Тема Цели и задачи Общее
кол-во
часов Практ.
занят. Примечание
1 Нетрадиционные техники рисования «Скучная картина — тучи без конца»
(подготовка фона)
Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона.
1 45 минут Формат А4,
Развивать навык работы по сырому.
Учить работать с палитрой, смешивать краски.
2 Нетрадиционные техники рисования
«Скучная картина — тучи без конца»
(рисование пейзажа)
Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги. 1 45 минут Формат А4,
использовать навык известных техник рисования.
3 Нетрадиционные техники рисования
Колючий ёжик.
Передача образа ежа разными способами : оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного, тычкованием, кистью дорисовывать недостающие детали. 1 45 минут Формат А4
Закреплять представление об особенностях строения животного.
4 Использование техники «Кляксография»
Забавный снеговик
Развивать умение передавать выразительный образ снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью.
1 45 минут Формат А-4,
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
5 «Ёлка наряжается — праздник приближается!»
(коллективная работа, планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования, бумагопластика Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами). 1 45 минут Формат А-4,
Угадай из каких красок составлены цвета
6 «Ёлка наряжается — праздник приближается!»
(коллективная работа, планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования, бумагопластика Упражнять в технике бумагопластики (бусы, наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки с чередованием по цвету. 1 45 минут Формат А-4,
Дать представление о соотношении формы и размеров предмета.
7 «Кружатся снежинки в воздухе морозном.»
Нетрадиционные техники рисования Познакомить с техникой рисования свечой и акварелью.
1 45 минут Формат А-4,
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
8 Летят самолёты
Нетрадиционные техники рисования Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка).
Закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе). 1 45 минут Формат А-4,
Вызвать желание порадовать пап и дедушек.
Расширять знания о военной технике и работе военных.
9 В цирке
Пластилинография.
Аппликация
Нетрадиционные техники рисования Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения : дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ клоуна или слона-жонглёра). 1 45 минут Учить украшать изображение узорами при помощи различных рельефных печаток.
10 Аппликация.
Бумагопластика
«Вот тебе, родная, в твой денёк — аленький цветочек-огонёк!»
(коллективная работа)
Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты лепестков цветка).
Учить работать совместно над одной поделкой. 1 45 минут Формат А-4,
Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать желание радовать родных.
11 Выглянуло солнышко
Нетрадиционные техники рисования Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность, рисование по сырому (прозрачная небесная лазурь).
Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе). 1 45 минут Формат А-4,
Развивать умение видеть красивое в окружающей действительности.
12 Узоры из ниток
Нетрадиционные техники рисования В отпечатке холщевой нити, протянутой между листами, увидеть и дорисовать изображение. Развитие фантазии и креативного мышления. 1 45 минут Формат А-4,
Печать рисунка на бумаге.
13 Клубочки для котенка.
Пластилинография Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 1 45 минут Формат А-4,
Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
14 Мимоза.
Объемная аппликация.
Пластилинография Учить выполнять изображения, используя технику аппликации и пластилинографии.
Развивать чувство цвета и формы. 1 45 минут Формат А-4,
Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.
15 Радуга-дуга
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования Упражнять детей в технике рисования по сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. 1 45 минут Формат А-4,
Учить видеть красивое в природе и окружающей действительности.
16 Радуга-дуга
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования Учить дополнять рисунок деталями (солнышком, облачками., дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. 1 45 минут Формат А-4,
Учить видеть красивое в природе и окружающей действительности.
17 Открытка ко Дню Победы
Аппликация.
Нетрадиционные техники рисования Упражнять в сочетании приё мов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками. 1 45 минут Формат А-4,
Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким.
18 Яблонька белая
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования.
Бумагопластика. Учить передавать изображение дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш, сангина; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой). 1 45 минут Формат А-4,
19 Яблонька белая
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования.
Бумагопластика. Продолжение работы над композицией : «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики). 1 45 минут Формат А-4,
20 Золотая рыбка.
Нетрадиционные техники рисования Познакомить с техникой мозаичного рисования ватными палочками.
Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). 1 45 минут Формат А-4,
Развивать умение находить нестандартные решения творческих задач.
21 Золотая осень
(коллективная работа)
Нетрадиционные техники рисования Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп».
1 45 минут Формат А-4,
Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику.
22 Мой город.
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет, соотношение предметов и их частей; совершенствовать изобразительные навыки и умения работать восковыми мелками и акварелью 1 45 минут Формат А-4,
Воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу.
23 Мой город.
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования
Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства. 1 45 минут Формат А-4,
Воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу.
24 Сюжетное рисование с элементами «Зима пришл».
пластилинографии.
Учить создавать образ зимней природы, передавая ее красоту, творчески применяя разные техники рисования, аппликации и лепки. 1 45 минут Формат А-4,
Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности.
25 Звезды и кометы.
Пластилинография Продолжить освоение техники пластилинографии. Познакомить со способами смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой 1 45 минут Формат А-4,
Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
26 Красивые цветы в подарок маме
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования.
Учить выполнять композицию различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию.
Закрепить технику тампонирования губкой по трафарету (цветы). 1 45 минут Формат А-4,
Развивать желание радовать родных.
27 Красивые цветы в подарок маме
(планируется 2 занятия)
Нетрадиционные техники рисования. Учить вырезать из бумаги симметричную фигуру (вазу, украшать ее узором.
1 45 минут Формат А-4,
Развивать умение составлять композицию, сочетая предметы по форме, цвету, размеру.
28 Солнечный зайчик.
Нетрадиционные техники рисования Учить создавать выразительный образ персонажа путём комбинирования приё мов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью. 1 45 минут Формат А-4,
Развивать творческие способности, воображение.
29 После дождя.
Нетрадиционные техники рисования. Учить создавать пейзаж в техниках рисования по сырому, набрызг, размытый рисунок. 1 45 минут Формат А-4,
Учить видеть красоту в окружающей действительности.
30 Подводный мир.
Нетрадиционные техники рисования (граттаж) Закреплять у детей технические навыки рисования в технике граттаж.
Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. 1 45 минут Формат А-4,
Развивать у детей воображение, творчество.
31
Городской пейзаж.
Нетрадиционные техники рисования
(рисование солью) Закреплять представлений о пейзаже.
Развивать умения создавать выразительное изображение – городской зимний пейзаж – в технике рисования солью. 1 45 минут Формат А-4,
Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику
32 Кружевные шляпы.
Нетрадиционные техники рисования
Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой.
Развивать навыки рисования фломастерами, гелиевыми ручками. 1 45 минут Формат А-4,
Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения.
Итого: 32 часа
Календарно-тематический план
по разделу «Рукоделие»
2 раза в неделю
всего по учебному плану 16 учебных недель (32 часа)
№ Тема Цели и задачи Общее
кол-во
часов Практ.
занят. Примечание
1 Волшебные цветы.
Аппликация объемная по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды» Учить выполнять объемную аппликацию, по-разному располагая изображения цветов на листе.
1 45 минут Развивать навыки использования различных техник аппликации для творческого решения задачи.
2 «Лоскутные букеты» Научить правильно подбирать материал для изготовления цветов. 1 45 минут Беседа «Лоскуты и фантазия».
3 «Лоскутные букеты» Технология изготовления цветов из ткани. 1 45 минут Техника безопасности при работе с ножницами
4 «Лоскутные букеты» Способы крепления цветов на фоне панно. 1 45 минут Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом.
5 Вышивание
«Изготовление вышитой салфетки».
Подготовка к вышиванию. Способы переноса рисунка на ткань.
1 45 минут История вышивки, инструменты и приспособления.
6 Вышивание
«Изготовление вышитой салфетки». Научить увеличивать и уменьшать рисунок Заправка изделия в пяльцы. 1 45 минут Техника безопасности при работе с иголками
7 Вышивание
«Изготовление вышитой салфетки». Научить основным приёмам вышивки. Применение простейших ручных швов для украшения изделия. 1 45 минут Техника безопасности при работе с иголками
8 Аппликация обрыванием
«Подснежник»
Учить отрывать кусочки бумаги разного размера и разной формы. Создавать композицию. Развивать чувство ритма. 1 45 минут Упражнять в аппликации обрыванием.
9 Плетение из бумаги и бумажные шнуры.
«Корзинка» Научить выполнять объемные модели, используя бумагу и бумажные шнуры 1 45 минут Плетение из бумажных полос, методы их заготовки. Технология плетения из газетных полос.
10 Плетение шпагатным шнуром.
«Ваза»
Научить оформлять стеклянные ёмкости шпагатным шнуром, используя в оформлении декупаж 1 Создания сувениров
11 Аппликация «Паучок»
Учить детей работе в новой технике выполнения аппликации – аппликация из скрученных жгутиков.
Воспитывать интерес к художественному творчеству.
1 45 минут Создавать композицию, используя площадь листа А4
13 Лесные звери.
Аппликация (резаные шерстяные нитки) Закреплять умение работать с шаблонами, обводить их по контуру, вырезать.
Совершенствовать умения работать с ножницами. 1 45 минут Расширять знания о диких животных средней полосы.
14 Витраж из пластилина. Знакомство со способами изготовления изделий из пластилина и солёного теста. 1
45 минут Рецепт теста и красители.
15 Витраж из пластилина. Последовательность выполнения плоских фигур. 1 Основные приемы лепки.
16 Объемные фигуры из солёного теста
«Ваза с цветами» Познакомить с основными приемами лепки из соленого теста. 1 45
минут Последовательность выполнения объемных фигур.
17 Техника изготовления поделок из компакт–дисков
«Рамка для фотографии»
Знакомство с техникой изготовления поделок из CD-дисков. 1
45 минут CD-диски,
цветная бумага,
клей ПВА,
цветной картон,
ножницы,
нитки.
18 Техника изготовления поделок из компакт–дисков
«Рамка для фотографии»
Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях 1 45 минут Техника безопасности при работе с ножницами.
19 Техника изготовления поделок из компакт–дисков
«Подставка под кружку»
«Котёнок»
Развисать воображение, мелкую моторику, наблюдательность, умение рассуждать
1 45 минут Компакт – диски, ткань, акриловые краски, клей ПВА, ножницы.
20 Подарочный сувенир
«Коробочка»
Научить изготовлять поделки из бумаги. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе. 1 45 минут Белый картон,
отрезки обоев,
бусины,
бантики,
липкая плёнка,
аксессуары для украшения.
21 Новогодний сувенир Изготовление новогодних ё лочек: Обучать детей различным приёмам работы с бумагой и другим материалом, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Сформировать у детей навыки и приемы изготовления изделия на проволочной основе. 1 45 минут зелёные салфетки,
проволока,
мишура,
22 Поделки из ниток и воздушных шаров
корзиночка для конфет
Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью. 1 45 минут Воздушные шары,
нитки разных цветов,
канцелярский клей,
цветная бумага, проволока,
картон.
23 Поделки из ниток и воздушных шаров
корзиночка для конфет
Формировать умения и навыки работы с нитью. 1 45 минут Воздушные шары,
нитки разных цветов,
канцелярский клей,
цветная бумага, проволока,
картон.
24 Изготовление поделки
«Заяц»
Знакомство с техникой изготовления поделок из CD-дисков. 1 45 минут CD-диски,
цветная бумага,
клей ПВА,
цветной картон,
ножницы,
нитки.
25 Изготовление поделки
«Заяц»
Выполнение героев из мультфильмов. Техника безопасности при работе с ножницами. 1 45 минут CD-диски,
цветная бумага,
клей ПВА,
цветной картон,
ножницы,
нитки.
26 Поделки из ватных дисков
«Каллы»
Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала – ватные диски. Совершенствовать навыки наклеивания деталей в определенном порядке. Формировать навыки создания несложной композиции 1 45 минут Ватные диски,
клей ПВА,
цветная бумага, ножницы,
картон,
бусины.
27 Салфетка с бахромой Что такое бахрома, правила декорирования салфетки бахромой,
технология изготовления 1 45 минут Практическая работа по изготовлению салфетки с бахромой.
28 Плоские сувениры.
закладка «Котёнок» Технология изготовления плоских сувениров, материалы для них, виды соединения деталей. 1 45 минут Практическая работа по изготовлению плоских сувениров.
29 Объёмные сувениры.
игольница с аппликацией Технология изготовления объёмных сувениров, виды тканей для них, материалы для набивки, типы соединительных швов 1 45 минут Практическая работа по изготовлению объёмных сувениров.
30 Фигурки из бисера. Стрекоза Техника плетения изделия. Технология параллельного плетения. Правила техники безопасности. 1 45 минут Плетение изделия параллельным плетением
31 Мягкая игрушка «Лисичка». Научить подбирать материалы и инструменты для шитья из ткани. Организация рабочего места. 1 45 минут Раскладка выкроек на ткани.
Раскрой.
Соединение деталей.
32 Мягкая игрушка «Лисичка». Научить правильно выполнять раскрой, соединение деталей швами - вперёд иголку, через край, петельный. Художественное оформление изделия 1 45 минут Пошив мягкой игрушки «Лисичка».
Оформление игрушки
Всего 32
часа
Календарно-тематический план
по разделу «Кукольный театр»
1час в неделю
всего по учебному плану 16 учебные недели (16 часов)
№ Тема Цели и задачи Общее
кол-во
часов Практ.
занят. Примечание
1 Вводное занятие
«Сказка к нам пришла» Дать представление о работы в кукольном театре. Познакомить детей с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
1 45 минут Прочитать художественное произведение (сказку).
Практическая работа: Выразить эмоциональное состояние после прослушивания сказки.
2 Сказка «Лиса, кот и петух»
(чтение сказки, распределение ролей) Знакомство со сказкой «Волк и лиса», определение характера героев. 1
45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами.
3 Сказка «Лиса, кот и петух» (разучивание текста по сценарию)
Научить передавать характер героев по средствам интонации голоса. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами.
4 Сказка «Лиса, кот и петух»
(изготовление декорации, репетиция по сценарию Изготовление декорации к сказке. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами.
5 Показ сказки «Лиса, кот и петух» Эмоционально настроить детей на успешное представление сказки. 1 45 минут Представление сказки «Лиса, кот и петух».
6 Сказка «Волк и лиса»
(чтение сказки, распределение ролей) Знакомство сказкой «Волк и лиса», определение характера героев. 1 45 минут Рассказать о профессиях людей занимающихся театральной деятельностью.
7 Сказка «Волк и лиса» (разучивание текста по сценарию)
Научить передавать характер героев по средствам интонации голоса. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
8 Сказка «Волк и лиса» (изготовление декорации, репетиция по сценарию)
Изготовление декорации к сказке. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
9 Показ сказки «Волк и лиса» Эмоционально настроить детей на успешное представление сказки. 1 45 минут Демонстрация сказки «Волк и лиса».
10 Сказка «Волк и семеро козлят»
(чтение сказки, распределение ролей) Знакомство сказкой «Волк и семеро козлят», определение характера героев, распределение ролей, разучивание текста, репетиция, изготовление декорации к сказке. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
11 Сказка «Волк и семеро козлят» (разучивание текста по сценарию)
Научить передавать характер героев по средствам интонации голоса. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
12 Сказка «Волк и семеро козлят» изготовление декорации, репетиция по сценарию) Изготовление декорации к сказке. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
13 Показ сказки «Волк и семеро козлят» Эмоционально настроить детей на успешное представление сказки. 1 45 минут Демонстрация сказки «Волк и лиса».
14 Сказка «Репка»
(чтение сказки, распределение ролей) Знакомство сказкой «Репка», определение характера героев 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
15 Сказка «Репка» (разучивание текста по сценарию, изготовление декорации, репетиция по сценарию) Распределение ролей, разучивание текста, репетиция. Изготовление декорации к сказке. 1 45 минут Познакомить с приемами и методами работы с театральными куклами
16 Показ сказки «Репка» Эмоционально настроить детей на успешное представление сказки. 1 45 минут Демонстрация сказки «Волк и лиса».
Всего 16
часов