Папки-передвижки

Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр

Марина Потеряйко
Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей – групповые формы работы, целью которых является формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром; тренировка взаимодействия ребенка с взрослыми и детьми.

Публикация «Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр» размещена в разделах

На первом этапе главнейшей задачей педагога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении. Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, в котором проводятся занятия, способствовала социальным контактам детей.

Универсальное средство обучения общению – это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.

Поэтому нами составлен и проведен на базе исследования комплекс занятий с использованием игр и упражнений для коррекции общения застенчивых детей дошкольного возраста.

Для выявления застенчивых детей мы можем использовать : наблюдение, ситуацию общения с незнакомым человеком, беседы с детьми, тестирование, анкетирование среди родителей и педагогов.

В результате проведения диагностической работы практический психолог выделяет группу застенчивых детей, с которым затем планирует коррекционную работу.

Коррекционная работа предусматривает устранение черт независимости, научения детей навыками расслабления, повышенная уверенность в себе, улучшения внутреннего состояния. Коррекционная работа ведется психологом в трех направлениях : работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.

Проведя исследование литературы по застенчивости, мы пришли к выводу, что справиться с застенчивостью у дошкольников можно только при совместных усилиях детского сада и семьи, по двум направлениям:

- изменить позицию ребенка в общении;

- повысить уверенность в себе.

Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает ее преодолеть.

Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.

Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:

1. Локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляется при встрече с незнакомыми людьми;

2. Эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми и взрослыми;

3. Боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;

4. Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей можно провести с детьми предварительную пробу на застенчивость. Например, ситуация «подзывания», в которой незнакомый ребенку взрослый просит подойти к нему.

Проба может проводиться во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации можно фиксировать выделенные выше особенности поведения.

Застенчивость – это комплексное состояние, которое проявляется в разных формах – от легкого смущения, дискомфорта, страха и тревожности, до глубокого невроза.

Источниками застенчивости можно считать :

-Определенный стиль воспитания (гиперопека, лишение самостоятельности, отсутствие требовательности к детям или наоборот сверхтребовательности, повышенная строгость);

-Малая контактность;

-Низкая самооценка.

Мы предлагаем комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр и упражнений.

ЗАНЯТИЕ 1.

Задачи:

1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

2. Развитие эмоционально-выразительных движений;

3. Развитие коммуникативных способностей;

4. Снижение психоэмоционального напряжения

Ход занятия

1. Приветствие

2. Прослушивание сказки «Три подружки»

Психолог читает детям сказку :

«Жили-были три подружки: свинка Хрюша, кошка Мурка, утка Крякуша. Однажды в теплый летний день они надели новые платья, и пошли гулять. Мамы строго-настрого наказали малышам не пачкаться и далеко друг от друга не отходили. Но Мурка увидела птичку, подкралась, протянула лапки, чтобы схватить ее, а птичка упорхнула. Зацепилась кошечка за пенек и разорвала платье. А тем временем Хрюшке захотелось полежать в глубокой луже. Забралась она в лужу, а вылезти не может. Утка Крякуша стала помогать ей выбраться на сушу и потеряла при этом шляпу и бошмачок.

Вот идут они с прогулки, опустив головы, громко плача… что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, очень удивились, расстроились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушка выручила Хрюшку, перестали сердиться м похвалили ее».

- Инсценировка сказки «Три подружки».

Психолог распределяет роли между детьми, показывая мимику всех персонажей, и предлагает разыграть сказку.

- Очень замкнутые дети выступают в роли зрителей.

- Упражнение «Глубокое дыхание»

Детям предлагается сесть на стульчики, выпрямить и расслабить спину.

Психолог говорит : «На счет 1, 2, 3, 4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4, 3, 2, 1 – выдыхайте через рот».

-время выполнения 2 – 3 минуты.

ЗАНЯТИЕ 2.

Задачи:

1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;

3. Снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию :

Игрушка «Чебурашка»;

Магнитофон, кассета с записью «Песни Чебурашки» (слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского).

Ход занятия

-Приветствие

-Этюд «Робкий Чебурашка».

Психолог показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик и говорит: «В детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я прочитаю ему стихотворение А. Бродского «Новичок». Может быть, это поможет стать ему более смелым.

В детский сад пришел Молчек – очень робкий новичек.

Он сначала был не смел, с нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык: словно зайка – скок да прыг,

До чего же осмелел: даже песенку запел!»

- Этюд «Смелый Чебурашка».

Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и поет песенку из мультфильма «Чебурашка» («Я был когда-то странной игрушкой безымянной…»).

- Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять Чебурашку и разыграть оба этюда.

- разыгрывание этюдов повторяется 2-3 раза.

- Упражнение «Глубокое дыхание».

ЗАНЯТИЕ 3.

Задачи:

1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

2. Развитие эмоционально-выразительных движений;

3. Развитие коммуникативных способностей;

4. Снижение психоэмоционального напряжения.

Материал к занятию :

Мяч («волшебная палочка», сердечко, сшитое из ткани.)

Ход занятия

- Приветствие.

- Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п.

- Игра «Кто это?»

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев.

Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

- Упражнение «Лифт».

Психолог говорит :

«Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте» :

Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

- упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2 – 3 минуты. Дыхание задерживается на 2 – 3 секунды.

ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОЙ.

«ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ»

Для этой игры вы можете сделать костюмы короля и королевы, их придворных и гостей. Дети облачаются в королевские наряды. Король и королева сидят на троне, а придворные по очереди подходят к ним, с поклоном представляются и рассказывают что-либо о себе, после чего получают от короля или королевы подарок (конфету, небольшую игрушку и т. п.).

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

СОВМЕСТНЫЙ РИСУНОК «КАК МЫ БОРЕМСЯ С ТРУДНОСТЯМИ»

«Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности! Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся». Наши ошибки помогают понять нам, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать»

После беседы обговаривали вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, они попробывали придумать их сами, вспомнили примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы мы предложили детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, помогло замкнутому ребенку вступить в контакт с другими людьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

Рекомендации воспитателям по работе с застенчивым ребёнком

1. Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.

2. Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т. п.).

3. Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».

4. Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.

5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами,

обязательно дождитесь от него ответа.

6. Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого

не желает.

7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого

ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.

8. В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать

их такими, какие они есть.

Исследуя влияние застенчивости на продуктивность общения ребенка с

взрослым, можно сделать следующие выводы:

• Во-первых, причин, влияющих на успешность общения, несколько. Bce

они связаны с отношением ребенка к оценке взрослого и самого себя. Несмотря на то, что застенчивый ребенок оценивает себя достаточно высоко, он все время сомневается в оценке других. Неуверенность блокирует его потребность в общении и не дает в полной мере реализовать свои коммуникативные возможности, что отрицательно сказывается на процессе общения с взрослыми.

• Во-вторых, эмоциональная зависимость ребенка от взрослого в старшем

дошкольном возрасте, что обусловливает постоянную потребность ребенка в общении с взрослым, а так как застенчивый ребенок испытывает значительные трудности в установлении контакта, то это приводит к снижению уровня продуктивности общения.

1 младшая группа №4 *9.30-9.40/9.50-10.00 физическая культура холл В) 09.30-09.40-мир музыки *9.00-9.10/9.20-9.30- математическое и сенсорное развитие *9.00-9.10/9.20-9.30- физическая культура холл В *9.00-9.10/9.20-9.30- -физическая культура холл В 16.00-16.10/16.20-16.30-аппликация/ рисование 16.00-16.10/16.20-16.30-лепка/ конструирование 16.00-16.10-мир музыки 16.00-16.10/16.20-16.30-развитие речи/ чтение художественной литературы 16.00-16.10 -природный мир/ социальный мир

Публикации по теме:

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Лэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста Лэпбук предназначен для расширения и систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, формирует понятие о себе как.

Комплекс корригирующей гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлая кошечка» Цель: продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об укреплении здоровья через.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Развлечение на улице для детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных дворовых игр Конспект развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных дворовых игр «ВО ДВОРЕ ИГРАЕМ – НИ МИНУТЫ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 18:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр» (включая файлы) размещена пользователем Марина Потеряйко (УИ 1659567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД