Наталья Панкова
Комплекс заданий математического содержания для развития логических приёмов анализа, синтеза и сравнения
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель Панкова Н. А.
Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.
Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.
Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.
Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.
Вариант 1. По форме.
Публикация «Комплекс заданий математического содержания для развития логических приёмов анализа, синтеза и сравнения» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Вариант 2. По цвету.
Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).
Задание 2. «Найди домик каждой фигуре».
Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.
Игровое задание : «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».
Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).
Задание 3. «Перейди через болото».
Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.
У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.
Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.
Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.
Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.
Цель: развивать умение выделять два существенных признака.
Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.
- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги).
- Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).
Задание 5. Определение лишнего предмета.
Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.
Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.
- Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?
Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.
- Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?
Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.
Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.
Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.
Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.
Вариант 3. ориентирование на два признака.
Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
Задание 7. «Найди и покажи все треугольники».
Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).
В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).
Задание 8. «Выложи из геометрических фигур».
Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.
Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».
Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.
Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.
Вариант 3. «Сложи фигуру».
Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.
- Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?
- Покажи лишнюю фигуру.
Вариант 4. «Сложи картинку»
Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.
Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.
Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».
Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.
Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.
Цель: формировать умение конструировать по образцу
Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу
Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.
Развитию аналитико-синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры, как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.
Задание 10. «Найди закономерность и продолжи ряд».
Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.
Вариант 1. «Нарисуй бусы».
Вариант 2. «Раздели фигуры».
Задание 11. «Где спрятались восьмёрки?» Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).
Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».
Вариант 1. По образцу
Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.
Вариант 2. По словесной инструкции.
Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.
Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.
Вариант 3. По представлению.
Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.
Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.
Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.
Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет :
Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)
Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;
На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.
Беседа:
- Чем похожи снеговики? Чем отличаются?
- Продолжите мои предложения:
а) один снеговик большой, а другой?
б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?
в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?
Задание 2. «Найди сходства и различия». (Рис. 12)
Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.
Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.
Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).
Задание 4. «Найди предмет такой же формы» (Рис. 13)
Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме.
Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?
Задание 5. «Самое непохожее». (Рис. 14)
Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.
(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)
- Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?
Задание 6. «Найди и назови». Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.
Вопросы:
- Сколько всего фигур?
- Чем похожи фигуры? (цветом)
- Чем они отличаются? (формой, размером)
- Сколько всего больших квадратов?
- Сколько маленьких?
- Сколько больших кругов? Маленьких?
- Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?
Задание 7. «Найди тень от облачка».
Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.
Задание 8. «Найди с помощью мерки».
Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.
Задание 9. «Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».
Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.
Задание 10. «Сравни полоски».
Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине ( разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.
Вопросы:
- Одинаковые ли полоски по длине?
- Какие полоски самые длинные? Короткие?
- Полоски жёлтого цвета какие по длине?
- Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?
- Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?
- Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?
- Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?
Задание 11. «Где чьё отражение?»
Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.
Задание 12. «Помоги зайчатам».
Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.
Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь. Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»
Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005
2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М. : Просвещение, 1978.
3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М. : Знание, 1979
4. «Дети, в школу собирайтесь»,М. :Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.
5. https:/wwlivepnternet.ru
6. XXLBook.ru
7.luntik.ru