Лилия Ганичева
Комплекс упражнений для закаливания детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть
оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно
всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей
условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и
закалился. Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько
своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения. Очень
важно при подготовке к лету выяснить, кто из воспитанников проведет все
лето или часть его вместе со своими родителями и не будет временно
Публикация «Комплекс упражнений для закаливания детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
посещать детский сад.
«Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми
высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная
мудрость.
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом и,
конечно же, закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в
возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему
чрезвычайно актуальной.
Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления
иммунитета и профилактики заболеваний.
Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с
дошкольного, так как это период, когда закладываются основы здорового
образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с
обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения
здоровья, приведут к положительным результатам.
Так что же такое закаливание?
Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики
заболеваний и укрепления здоровья.
Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным
образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость
организма ребенка.
Принципы закаливания :
1. Систематичнось использования закаливающих процедур
2. Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия
3. Последовательность в проведении закаливающих процедур
4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья
5. Комплексность воздействия природных факторов
6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим
процедурам
Правила и противопоказания
Закаливание в детском саду может проводиться при определенных
условиях:
1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании
уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к
более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды,
например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении.
3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и
здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также
положительный настрой ребенка.
4) на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд
противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно:
- если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической
прививки;
- если еще не прошло двух недель после обострения хронического
заболевания;
- карантин в детском саду;
- повышенная температура у ребенка вечером;
- страх у ребенка перед закаливанием.
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует
на окружающее.
2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно
участвует во всех играх и занятиях.
3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.
4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не
отвлекается.
5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин., во время
сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и
света.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия
физкультурой.
К специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом
(воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные
процедуры).
Летняя оздоровительная работа в условиях ДОУ
Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе
2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее
время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит
придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.
Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с
воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к
применению всех видов и методов закаливания следует подходить
дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого
ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы
закаливания и тому подобное.
Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным
для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех
режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его
хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима
необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов
питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.
Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей.
Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода
эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают
работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные
средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость
организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему
способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям.
Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде
усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они
вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные
возможности отдельных органов и систем.
Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей
являются прогулки, которые организуют на игровых площадках,
оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на
прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения,
наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей,
развивает их движения, формирует физические качества, повышает
жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний
период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного
пребывания детей на свежем воздухе.
Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где
солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных
уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением
медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к
солнцу, особенностей состояния их здоровья.
Во время двигательной активности в организме человека повышается
теплообразование. Если же температура воздуха превышает рекомендуемые
пределы, то процесс теплоотдачи организмом затрудняется, что приводит к
перегреву, нарушению теплового равновесия.
Все это может способствовать ухудшению функционирования
физиологических систем, которое не только снижает эффективность
деятельности, но и негативно влияет на здоровье ребенка, способствует
простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жары при температуре + 30
°С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на
более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать
на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.
На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие
дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура
воздуха способствуют обезвоживанию организма.
Природные факторы (солнце, вода, воздух) надо задействовать умеренно, не
забывая об основных требованиях к закаливающим процедурам : системность,
последовательность, регулярность, учет состояния здоровья и
эмоционального отношения ребенка к оздоровительным процедурам.