ирина жирова
Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ
И ДВИЖЕНИЯ
С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
«ДЕТСТВО ПРЕСС»
О. С. Боромыкова
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Комплекс упражнений
по совершенствованию речевых навыков
у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
ПЕНИЕ
При проведении занятий с детьми по пению нужно обязательно согласо-вать работу музыкального руководителя и логопеда.
Публикация «Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О, С, Боромыкова» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
Логопедические задачи. 1. Четкое произношение и закрепление в сво-бодной речи звука р. 2. Четкое соответствие речи и движений. 3. Работа над мимикой лица (образ милого, пушистого кота).
Музыкальная задача. Отработка правильного дыхания на коротких, но напевных музыкальных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.
Кот сибирский, Дети сжимают правую ладонь в кулак.
Кот-царапка Сжимают левую ладонь в кулак.
Учит деток танцевать, Сжимают и разжимают кулачки.
Ну-ка, детки, Правую ладонь поднимают вверх и
Сжимают в кулак.
По команде Сжимают левую ладонь в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять Сжимают и разжимают кулачки.
Грациозно, незаметно Поочередно гладят правой и левой
Надо лапки поднимать. Руками ушки: по 2 раза правой,
По 2 раза левой.
Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.
Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.
Упражнение «Моемся, чистим. зубы»
(на развитие мышц рук)
Логопедические задачи. 1. Работа над группой шипящих звуков ж-ш, з-с. 2. Соответствие движений и речи.
Музыкальные задачи. 1. Напевность речи при правильном дыхании. 2. Ритмичные хлопки под музыку. 3. Уметь различать смену темпа в музыке и соответственно этому выполнять движения.
Моем шею, моем уши, Дети ладонями трут шею и уши.
Вытираем их посуше. Имитируют растирание полотенцем.
Чистота всего дороже, Грозят пальчиком правым и левым.
Мы и зубы чистим тоже Имитируют движениями чистку
Зубов вправо и влево.
Порошком, порошком Пальцы складывают в щепоть и
Посыпают правой ручкой, левой ручкой.
Раз, два, три Три хлопка в ладоши.
Зубы щеткой чище три. Имитируют движениями чистку
Зубов в направлении сверху вниз.
Логопедическая задача. Закрепление звуков ж, ч в свободной речи.
Музыкальные задачи. 1. Уметь различать две части произведения. — громкую и тихую (/, р). 2. Двигаться соответственно каждой части: р — ходить на полупальцах, f — двигаться топающим шагом.
Ход упражнения. В роли мамы выступает педагог. Мама сидит и дремлет на стуле, а вокруг нее стоят дети, которые не хотят ее будить
Описание движений
Маме надо отдыхать, Дети, держась за руки, покачиваются
Маме хочется поспать из стороны в сторону.
Я на цыпочках хожу, Идут на носочках к маме и обратно.
Маму я не разбужу.
Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разных направлениях.
Тук-тук, тук-тук, Идут, громко топая пятками.
Тук, тук, тук, Сходятся все у стула, где спит
Раздается пяток стук. Мама.
Мои пяточки идут, Мама просыпается и
Прямо к мамочке ведут. Шутливо догоняет детей
Это упражнение создает атмосферу покоя, любви и дружелюбия. Внимание детей обращается на выражение лица. Оно должно быть заботливым, ласковым, любящим.
Логопедические задачи. Укрепление артикуляции. Работа над гласными.
Музыкальные задачи. 1. Различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. 2. Работа над чистотой интонирования, напев-ностью и дыханием.
Я бегу, бегу, бегу, Один ребенок выполняет легкий
Колокольчик я несу. Бег, неся колокольчик.
Колокольчик в руки дам Передает колокольчик тому ребенку,
И на место сяду сам. Около которого останавливается,
И садится на его место.
В результате предложенных упражнений у ребенка быстрее вырабатыва-ется слуховое внимание, лучше укрепляется память. Музыка и речь, вза-имно дополняя друг друга, создают яркий эмоциональный образ, который легко воспринимается и запоминается детьми.
Некоторые затруднения, связанные у детей с неумением сочетать свои движения с ритмом музыкального произведения, могут быть устранены благодаря многократному показу и объяснениям. Но есть более легкий путь — это введение рифмованного текста, который отражает содержание движений. Так, пропевая текст, дети гораздо легче усваивают упражнение и хорошо запоминают его.
Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с и р в свободной речи. 2. Точное соответствие движений темпу речи.
Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавный подъем рук вверх и так же плавно опускать вниз".
См. сборник «Утренняя гимнастика под музыку», М, Просвещение, 1984.
Рано солнышко встает, Дети плавно поднимают руки через
Стороны вверх и соединяют их у себя
Над головой.
Распускается цветок. Плавно опускают руки через стороны вниз.
Светит солнце с высоты, (Повторяются те же движения)
Распускаются цветы.
В этом упражнении особое внимание надо обратить на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми; кисти свободны, пальчики соединены вместе без напряжения. Руки следует поднимать медленно вверх и обязательно при этом поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.
Логоледические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, л, в свободной речи. 2. Выполнение движений точно по тексту.
Музыкальные задачи. Уметь определять начало и конец фразы и рас-пределять движения на всю музыкальную фразу.
Описание движений
Наклониться – пол достать, Медленно наклониться, коснуться
Кончиками пальцев пола.
Выпрямляемся опять. Выпрямиться, отведя плечи назад,
Руки вниз и так до конца.
Наклонитесь снова вниз,
Это не каприз
Ты тихонько наклонись
И легонько распрямись.
Ну, еще раз пол достань
И спокойно встань.
При выполнении этого упражнения дети часто допускают следующую ошибку: они быстро наклоняются и резко выпрямляются. Однако надо до-биться, чтобы движения были плавными, неторопливыми. Текст очень хо-рошо помогает исправить эту ошибку. Неторопливое пропевание слов дает возможность выполнить спокойно, плавно и наклон, и подъем.
Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы при подъеме дети в конце фразы хорошенько выпрямляли спину, плечи отводили назад. Только после этого можно снова наклоняться вниз и при этом обязательно пытаться дотронуться кончиками пальцев до пола.
Логопедическая задача. Закрепление звуков с, ч, р, ш в свободной речи. Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.
Тик-так, тик-так,
Часы стучат
И нам с тобой
о многом говорят:
Что день пришел
И спать пора, ’
Устала наша детвора.
Все спят, а часы
Всю ночь стучат
И наш покой они хранят.
Заводят стрелки хоровод,
Тик-так, тик-так, и ночь пройдет.
Описание движений
В исходном положении дети стоят свободно, опустив руки вдоль тулови-ща. Затем, пропевая текст, одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево. На слова «заводят стрелки хоровод» — скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны. Заканчивают боковыми наклонами.
Логопедическая задача. Четкое произношение и закрепление в свободной речи звуков с, з, р.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять характер музыки, (веселый, задорный). 2. Различать две части произведения (f и р) и соответственно им выполнять движения: р — качание рук вперед-назад, f — поочередное резкое выпрямление правой и левой рук в сторону на уровне плеча*.
Перед началом упражнения детям необходимо объяснить, что они уже стоят на палубе корабля. Поэтому ноги нужно слегка расставить — чтобы удержаться на палубе. В руках у детей разноцветные флажки. Они — сигнальщики, которые своими движениями передают другим кораблям сведения об изменении курса.
Движения должны быть очень точными, чтобы корабли не сбились с пути.
И. П. ноги слегка расставлены. Руки отведены назад.
Мы стоим как на земле, На слово «стоим» руки броском
Ну а плывем на корабле выносятся вперед, отводятся назад.
И сигналим каждый раз, И так до конца четверостишия. Затем
Когда дан такой приказ. Обе руки убираются за спину.
Направо – поворот, Правая рука отводится в правую
Сторону на уровне плеча, голова тоже
Поворачивается вправо. На слово
«поворот», рука убирается за спину.
Налево – поворот, То же самое выполняется левой
Рукой. Голова поворачивается влево.
А ну-ка, не зевай, На первое слово рука отводится
Вправо, на второе слово – убирается
За спину.
Сигналы подавай! Те же движения выполняются левой рукой.
Танец «Семейный вальс»
Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, р, ч в свободной речи. 2. Четкое соответствие речи и движений.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять музыку по характеру звучания.
2. Различать две части в мелодии (f, р) и менять соответственно им движения
Назад повернуться Каждый из партнеров поворачивается
Назад так, чтобы увидеть лицо сзади
Стоящего, улыбнуться ему и сделать
4 хлопка в ладоши.
И к паре своей, Повернуться обратно к своему партнеру,
Улыбнуться и сделать 4 хлопка.
И всем улыбнуться, Снова повернуться назад, к своей паре
Чтоб быть веселей.
Качаем, качаем Каждая пара соединяет обе руки,-
Руками быстрей, ноги слегка расставлены – и выполняют
4 качания, начиная движения сначала
В круг, из круга и т. д.
За юбочки взялись, Девочки обеими руками берутся за
Юбочки и
Беги поскорей. По часовой стрелке перебегают вперед
К следующей паре. Мальчики
Остаются стоять на месте.
Затем движения повторяются сначала и заканчиваются тогда, когда де-вочки возвращаются к своему партнеру, обежав круг. Если детей много, то танец можно закончить гораздо раньше.
Танец получает яркую эмоциональную окраску, оттого что все улыбаются друг другу. Девочки стараются выполнять свои движения изящно и граци-озно.
При работе с детьми на музыкальных занятиях по этому разделу также можно и нужно использовать различные тексты: прозу и стихи. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Они сначала внимательно слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного, музыкального произведения.
Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.
Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).
Астра, азбука, айва
Начинаются на «а»,
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
АНТОШКА
(на звук А)
Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж—ш). 3. Закрепление звуков в речи.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f — уверенность, mf — пренебрежение, р — удивление или обида).
Антошка – картошка Антошка – картошка,
Соломенная ножка, Он взял большую ложку,
Сам – с ноготок, За стол со всеми сел
Логопедическая задача. Закрепление звука л в свободной речи. Музыкальная задача. Петь легко и весело, выделяя сильную долю такта.
Заяц белый, заяц белый, Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал? Ну а где же ты обедал?
Заяц белый отвечал: Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал». «Я сегодня голодал».
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука д в сочетании с гласными и и о. 2. Четкое произношение этих звуков.
Музыкальная задача. Различение динамических оттенков в музыке и пение соответственно этим различиям: спеть громко (f) и тихо (р, как эхо.
Динь – дон, динь – дон,
В переулке ходит слон 2 раза (1 –f, 2 – p)
Старый, серый, сонный слон,
Он слонихе шлет поклон.
РЕЗИНОВАЯ ЗИНА
(на звук 3)
Логопедическая задача. Дифференциация звука з.
Музыкальная задача. Петь легко, выделяя звук з.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Логопедические задачи. 1. Закрепление звонких согласных б и з в со-четании с гласными звуками в словах. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый согласный звук.
Музыкальные задачи. 1. Начинать петь мягко, не форсируя звук. 2. Петь тихо, спокойно, согласно характеру мелодии.
Баю-баю, баиньки, Баю-баю, баиньки,
Прискакали заиньки. Ускакали заиньки.
Уходите, заиньки, Ты же глазки закрывай
Не мешайте баиньки. И скорее засыпай.
ЧИСТОГОВОРКИ С ПЕНИЕМ НА ПОСТАНОВКУ ШИПЯЩИХ, СВИСТЯЩИХ
И АФФРИКАТОВ
Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если педагог не ставит перед ними такую задачу. Таким • образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении.
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Четкие движения соответственно тексту (речь с движением).
Музыкальные задачи. 1. Петь спокойно, ласково. 2. Различать динами-ческие оттенки и изменения темпа во второй части музыки.
Описание движений
Шапка, да шубка, Показать руками, как надевается
Шапка. Провести обеими руками
Сверху вниз от лица до коленей –
Показать шубку.
Вот и весь мишутка. Обе руки вытянуть вперед, ладони
Повернуть вверх и раскрыть.
Лапами машет, Поочередные махи кистями рук.
Весело пляшет. Потопать ногами.
(на чередование звуков Ж-Ш)
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Раз-личение звуков ж и ш.
Музыкальная задача. Петь песню тихо, выразительно, согласно спокой
ному, грустному характеру музыки.
Медвежонок плюшевый
Ничего не кушает:
Ни конфет, ни шоколада —
Ничего ему не надо!
Целый день в углу сидит,
У него живот болит.
Для того чтобы исполнить песню выразительно, ее нужно обыграть. Вы-бираются два ребенка, один из которых изображает медвежонка. Он сидит
на стуле грустный и безучастный, держится за живот. Второй ребенок под-ходит, поет, сочувствует ему, ласково гладит. Вариант: к Мишутке могут подойти все дети и тоже спеть, выразив свое сожаление и сочувствие.
(на звук а и чередование звуков С —Ш)
Логопедические задачи. 1. Закрепление заднеязычного звука тс. 2. Авто-матизация звука а. 3. Развитие фонематического слуха (чередование с и ш). –
Музыкальные задачи. 1. Определить веселый, шуточный характер мело-дии и соответственно ему исполнять песню. 2. Петь чисто, на высоком позиционном звучании.
Что за крики у пруда:
«Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши, Надоела нам вода».
ЧАЙНИК
(на звук Ч)
Логопедическая задача. Дифференциация звука ч, четкое его произношение. Музыкальная задача. Петь легко, весело и выразительно, четко выделяя фразы и звук ч.
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, хлопочу и кричу:
«эй, люди, я с вами почайпить хочу!»
Для большей выразительности можно предложить детям самим изобра-зить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз — это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребенок, у которого этот этюд получился лучше, и тот показывает отдельно всем детям свои движения для примера.
(на чередование звуков Ж-Ш)
Логопедические задачи. 1. Дифференциация звуков ж и ш. 2. Уметь оп-ределять чередование этих звуков. 3. Выполнять движения точно по тексту.
Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно неторопливо-му, вальсовому характеру музыки.
Две подружки-хохотушки
Пляшут танец топотушки.
Пляшут выше, пляшут ниже,
Пляшут дальше, пляшут ближе.
Ногу влево, ногу вправо, 2 раза
Пляшут лихо, пляшут браво.