Приложение МААМ

Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова

ирина жирова
Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова
▼ Скачать + Заказать документы

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

И ДВИЖЕНИЯ

С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

«ДЕТСТВО ПРЕСС»

О. С. Боромыкова

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Комплекс упражнений

по совершенствованию речевых навыков

у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

ПЕНИЕ

При проведении занятий с детьми по пению нужно обязательно согласо-вать работу музыкального руководителя и логопеда.

Публикация «Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О, С, Боромыкова» размещена в разделах

Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

Логопедические задачи. 1. Четкое произношение и закрепление в сво-бодной речи звука р. 2. Четкое соответствие речи и движений. 3. Работа над мимикой лица (образ милого, пушистого кота).

Музыкальная задача. Отработка правильного дыхания на коротких, но напевных музыкальных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.

Кот сибирский, Дети сжимают правую ладонь в кулак.

Кот-царапка Сжимают левую ладонь в кулак.

Учит деток танцевать, Сжимают и разжимают кулачки.

Ну-ка, детки, Правую ладонь поднимают вверх и

Сжимают в кулак.

По команде Сжимают левую ладонь в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять Сжимают и разжимают кулачки.

Грациозно, незаметно Поочередно гладят правой и левой

Надо лапки поднимать. Руками ушки: по 2 раза правой,

По 2 раза левой.

Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.

Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.

Упражнение «Моемся, чистим. зубы»

(на развитие мышц рук)

Логопедические задачи. 1. Работа над группой шипящих звуков ж-ш, з-с. 2. Соответствие движений и речи.

Музыкальные задачи. 1. Напевность речи при правильном дыхании. 2. Ритмичные хлопки под музыку. 3. Уметь различать смену темпа в музыке и соответственно этому выполнять движения.

Моем шею, моем уши, Дети ладонями трут шею и уши.

Вытираем их посуше. Имитируют растирание полотенцем.

Чистота всего дороже, Грозят пальчиком правым и левым.

Мы и зубы чистим тоже Имитируют движениями чистку

Зубов вправо и влево.

Порошком, порошком Пальцы складывают в щепоть и

Посыпают правой ручкой, левой ручкой.

Раз, два, три Три хлопка в ладоши.

Зубы щеткой чище три. Имитируют движениями чистку

Зубов в направлении сверху вниз.

Логопедическая задача. Закрепление звуков ж, ч в свободной речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь различать две части произведения. — громкую и тихую (/, р). 2. Двигаться соответственно каждой части: р — ходить на полупальцах, f — двигаться топающим шагом.

Ход упражнения. В роли мамы выступает педагог. Мама сидит и дремлет на стуле, а вокруг нее стоят дети, которые не хотят ее будить

Описание движений

Маме надо отдыхать, Дети, держась за руки, покачиваются

Маме хочется поспать из стороны в сторону.

Я на цыпочках хожу, Идут на носочках к маме и обратно.

Маму я не разбужу.

Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разных направлениях.

Тук-тук, тук-тук, Идут, громко топая пятками.

Тук, тук, тук, Сходятся все у стула, где спит

Раздается пяток стук. Мама.

Мои пяточки идут, Мама просыпается и

Прямо к мамочке ведут. Шутливо догоняет детей

Это упражнение создает атмосферу покоя, любви и дружелюбия. Внимание детей обращается на выражение лица. Оно должно быть заботливым, ласковым, любящим.

Логопедические задачи. Укрепление артикуляции. Работа над гласными.

Музыкальные задачи. 1. Различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. 2. Работа над чистотой интонирования, напев-ностью и дыханием.

Я бегу, бегу, бегу, Один ребенок выполняет легкий

Колокольчик я несу. Бег, неся колокольчик.

Колокольчик в руки дам Передает колокольчик тому ребенку,

И на место сяду сам. Около которого останавливается,

И садится на его место.

В результате предложенных упражнений у ребенка быстрее вырабатыва-ется слуховое внимание, лучше укрепляется память. Музыка и речь, вза-имно дополняя друг друга, создают яркий эмоциональный образ, который легко воспринимается и запоминается детьми.

Некоторые затруднения, связанные у детей с неумением сочетать свои движения с ритмом музыкального произведения, могут быть устранены благодаря многократному показу и объяснениям. Но есть более легкий путь — это введение рифмованного текста, который отражает содержание движений. Так, пропевая текст, дети гораздо легче усваивают упражнение и хорошо запоминают его.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с и р в свободной речи. 2. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавный подъем рук вверх и так же плавно опускать вниз".

См. сборник «Утренняя гимнастика под музыку», М, Просвещение, 1984.

Рано солнышко встает, Дети плавно поднимают руки через

Стороны вверх и соединяют их у себя

Над головой.

Распускается цветок. Плавно опускают руки через стороны вниз.

Светит солнце с высоты, (Повторяются те же движения)

Распускаются цветы.

В этом упражнении особое внимание надо обратить на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми; кисти свободны, пальчики соединены вместе без напряжения. Руки следует поднимать медленно вверх и обязательно при этом поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Логоледические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, л, в свободной речи. 2. Выполнение движений точно по тексту.

Музыкальные задачи. Уметь определять начало и конец фразы и рас-пределять движения на всю музыкальную фразу.

Описание движений

Наклониться – пол достать, Медленно наклониться, коснуться

Кончиками пальцев пола.

Выпрямляемся опять. Выпрямиться, отведя плечи назад,

Руки вниз и так до конца.

Наклонитесь снова вниз,

Это не каприз

Ты тихонько наклонись

И легонько распрямись.

Ну, еще раз пол достань

И спокойно встань.

При выполнении этого упражнения дети часто допускают следующую ошибку: они быстро наклоняются и резко выпрямляются. Однако надо до-биться, чтобы движения были плавными, неторопливыми. Текст очень хо-рошо помогает исправить эту ошибку. Неторопливое пропевание слов дает возможность выполнить спокойно, плавно и наклон, и подъем.

Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы при подъеме дети в конце фразы хорошенько выпрямляли спину, плечи отводили назад. Только после этого можно снова наклоняться вниз и при этом обязательно пытаться дотронуться кончиками пальцев до пола.

Логопедическая задача. Закрепление звуков с, ч, р, ш в свободной речи. Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.

Тик-так, тик-так,

Часы стучат

И нам с тобой

о многом говорят:

Что день пришел

И спать пора, ’

Устала наша детвора.

Все спят, а часы

Всю ночь стучат

И наш покой они хранят.

Заводят стрелки хоровод,

Тик-так, тик-так, и ночь пройдет.

Описание движений

В исходном положении дети стоят свободно, опустив руки вдоль тулови-ща. Затем, пропевая текст, одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево. На слова «заводят стрелки хоровод» — скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны. Заканчивают боковыми наклонами.

Логопедическая задача. Четкое произношение и закрепление в свободной речи звуков с, з, р.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять характер музыки, (веселый, задорный). 2. Различать две части произведения (f и р) и соответственно им выполнять движения: р — качание рук вперед-назад, f — поочередное резкое выпрямление правой и левой рук в сторону на уровне плеча*.

Перед началом упражнения детям необходимо объяснить, что они уже стоят на палубе корабля. Поэтому ноги нужно слегка расставить — чтобы удержаться на палубе. В руках у детей разноцветные флажки. Они — сигнальщики, которые своими движениями передают другим кораблям сведения об изменении курса.

Движения должны быть очень точными, чтобы корабли не сбились с пути.

И. П. ноги слегка расставлены. Руки отведены назад.

Мы стоим как на земле, На слово «стоим» руки броском

Ну а плывем на корабле выносятся вперед, отводятся назад.

И сигналим каждый раз, И так до конца четверостишия. Затем

Когда дан такой приказ. Обе руки убираются за спину.

Направо – поворот, Правая рука отводится в правую

Сторону на уровне плеча, голова тоже

Поворачивается вправо. На слово

«поворот», рука убирается за спину.

Налево – поворот, То же самое выполняется левой

Рукой. Голова поворачивается влево.

А ну-ка, не зевай, На первое слово рука отводится

Вправо, на второе слово – убирается

За спину.

Сигналы подавай! Те же движения выполняются левой рукой.

Танец «Семейный вальс»

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, р, ч в свободной речи. 2. Четкое соответствие речи и движений.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять музыку по характеру звучания.

2. Различать две части в мелодии (f, р) и менять соответственно им движения

Назад повернуться Каждый из партнеров поворачивается

Назад так, чтобы увидеть лицо сзади

Стоящего, улыбнуться ему и сделать

4 хлопка в ладоши.

И к паре своей, Повернуться обратно к своему партнеру,

Улыбнуться и сделать 4 хлопка.

И всем улыбнуться, Снова повернуться назад, к своей паре

Чтоб быть веселей.

Качаем, качаем Каждая пара соединяет обе руки,-

Руками быстрей, ноги слегка расставлены – и выполняют

4 качания, начиная движения сначала

В круг, из круга и т. д.

За юбочки взялись, Девочки обеими руками берутся за

Юбочки и

Беги поскорей. По часовой стрелке перебегают вперед

К следующей паре. Мальчики

Остаются стоять на месте.

Затем движения повторяются сначала и заканчиваются тогда, когда де-вочки возвращаются к своему партнеру, обежав круг. Если детей много, то танец можно закончить гораздо раньше.

Танец получает яркую эмоциональную окраску, оттого что все улыбаются друг другу. Девочки стараются выполнять свои движения изящно и граци-озно.

При работе с детьми на музыкальных занятиях по этому разделу также можно и нужно использовать различные тексты: прозу и стихи. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Они сначала внимательно слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного, музыкального произведения.

Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.

Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).

Астра, азбука, айва

Начинаются на «а»,

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

АНТОШКА

(на звук А)

Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж—ш). 3. Закрепление звуков в речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f — уверенность, mf — пренебрежение, р — удивление или обида).

Антошка – картошка Антошка – картошка,

Соломенная ножка, Он взял большую ложку,

Сам – с ноготок, За стол со всеми сел

Логопедическая задача. Закрепление звука л в свободной речи. Музыкальная задача. Петь легко и весело, выделяя сильную долю такта.

Заяц белый, заяц белый, Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал? Ну а где же ты обедал?

Заяц белый отвечал: Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал». «Я сегодня голодал».

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука д в сочетании с гласными и и о. 2. Четкое произношение этих звуков.

Музыкальная задача. Различение динамических оттенков в музыке и пение соответственно этим различиям: спеть громко (f) и тихо (р, как эхо.

Динь – дон, динь – дон,

В переулке ходит слон 2 раза (1 –f, 2 – p)

Старый, серый, сонный слон,

Он слонихе шлет поклон.

РЕЗИНОВАЯ ЗИНА

(на звук 3)

Логопедическая задача. Дифференциация звука з.

Музыкальная задача. Петь легко, выделяя звук з.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она была разиней, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звонких согласных б и з в со-четании с гласными звуками в словах. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый согласный звук.

Музыкальные задачи. 1. Начинать петь мягко, не форсируя звук. 2. Петь тихо, спокойно, согласно характеру мелодии.

Баю-баю, баиньки, Баю-баю, баиньки,

Прискакали заиньки. Ускакали заиньки.

Уходите, заиньки, Ты же глазки закрывай

Не мешайте баиньки. И скорее засыпай.

ЧИСТОГОВОРКИ С ПЕНИЕМ НА ПОСТАНОВКУ ШИПЯЩИХ, СВИСТЯЩИХ

И АФФРИКАТОВ

Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если педагог не ставит перед ними такую задачу. Таким • образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Четкие движения соответственно тексту (речь с движением).

Музыкальные задачи. 1. Петь спокойно, ласково. 2. Различать динами-ческие оттенки и изменения темпа во второй части музыки.

Описание движений

Шапка, да шубка, Показать руками, как надевается

Шапка. Провести обеими руками

Сверху вниз от лица до коленей –

Показать шубку.

Вот и весь мишутка. Обе руки вытянуть вперед, ладони

Повернуть вверх и раскрыть.

Лапами машет, Поочередные махи кистями рук.

Весело пляшет. Потопать ногами.

(на чередование звуков Ж-Ш)

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Раз-личение звуков ж и ш.

Музыкальная задача. Петь песню тихо, выразительно, согласно спокой

ному, грустному характеру музыки.

Медвежонок плюшевый

Ничего не кушает:

Ни конфет, ни шоколада —

Ничего ему не надо!

Целый день в углу сидит,

У него живот болит.

Для того чтобы исполнить песню выразительно, ее нужно обыграть. Вы-бираются два ребенка, один из которых изображает медвежонка. Он сидит

на стуле грустный и безучастный, держится за живот. Второй ребенок под-ходит, поет, сочувствует ему, ласково гладит. Вариант: к Мишутке могут подойти все дети и тоже спеть, выразив свое сожаление и сочувствие.

(на звук а и чередование звуков С —Ш)

Логопедические задачи. 1. Закрепление заднеязычного звука тс. 2. Авто-матизация звука а. 3. Развитие фонематического слуха (чередование с и ш). –

Музыкальные задачи. 1. Определить веселый, шуточный характер мело-дии и соответственно ему исполнять песню. 2. Петь чисто, на высоком позиционном звучании.

Что за крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши, Надоела нам вода».

ЧАЙНИК

(на звук Ч)

Логопедическая задача. Дифференциация звука ч, четкое его произношение. Музыкальная задача. Петь легко, весело и выразительно, четко выделяя фразы и звук ч.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, хлопочу и кричу:

«эй, люди, я с вами почайпить хочу!»

Для большей выразительности можно предложить детям самим изобра-зить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз — это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребенок, у которого этот этюд получился лучше, и тот показывает отдельно всем детям свои движения для примера.

(на чередование звуков Ж-Ш)

Логопедические задачи. 1. Дифференциация звуков ж и ш. 2. Уметь оп-ределять чередование этих звуков. 3. Выполнять движения точно по тексту.

Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно неторопливо-му, вальсовому характеру музыки.

Две подружки-хохотушки

Пляшут танец топотушки.

Пляшут выше, пляшут ниже,

Пляшут дальше, пляшут ближе.

Ногу влево, ногу вправо, 2 раза

Пляшут лихо, пляшут браво.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Комплекс двигательных упражнений для детей среднего возраста Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Упражнение «Буратино потянулся» Выполняются движения в соответствии с текстом. Буратино потянулся,.

Комплекс гимнастических упражнений «Дождик» для детей среднего возраста Комплекс упражнений для проведения на воздухе для детей 4-5 лет Комплекс упражнения «Тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, (Шагают.

Комплекс упражнений с косичкой для детей дошкольного возраста Упражнений с косичкой для детей 5-7 лет 1. Упражнения с косичкой Косичку вверх И. П. : ноги на ширине плеч, косичка за спиной. 1-2 – наклон.

Комплекс упражнений с кубиками для детей дошкольного возраста 1. Упражнения с кубиками 4-6 лет Кубики вместе И. п. : ноги слегка расставить, кубики в стороны. 1-кубики вверх, вместе, посмотреть; 2-вернуться.

Комплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возрастаКомплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возраста Упражнения с обручем 4-6 лет 1. Ходьба в колонне по одному на носках, обруч в прямых руках над головой (6-8 с). 2. Ходьба на пятках, обруч.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возрастаСидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Гимнастика полезна для.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Веселые ребята» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Если есть возможность,.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 11:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова» (включая файлы) размещена пользователем ирина жирова (УИ 236301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД