Папки-передвижки

Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова

ирина жирова
Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

И ДВИЖЕНИЯ

С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

«ДЕТСТВО ПРЕСС»

О. С. Боромыкова

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Комплекс упражнений

по совершенствованию речевых навыков

у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

ПЕНИЕ

При проведении занятий с детьми по пению нужно обязательно согласо-вать работу музыкального руководителя и логопеда.

Публикация «Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О, С, Боромыкова» размещена в разделах

Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

Логопедические задачи. 1. Четкое произношение и закрепление в сво-бодной речи звука р. 2. Четкое соответствие речи и движений. 3. Работа над мимикой лица (образ милого, пушистого кота).

Музыкальная задача. Отработка правильного дыхания на коротких, но напевных музыкальных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.

Кот сибирский, Дети сжимают правую ладонь в кулак.

Кот-царапка Сжимают левую ладонь в кулак.

Учит деток танцевать, Сжимают и разжимают кулачки.

Ну-ка, детки, Правую ладонь поднимают вверх и

Сжимают в кулак.

По команде Сжимают левую ладонь в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять Сжимают и разжимают кулачки.

Грациозно, незаметно Поочередно гладят правой и левой

Надо лапки поднимать. Руками ушки: по 2 раза правой,

По 2 раза левой.

Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.

Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.

Упражнение «Моемся, чистим. зубы»

(на развитие мышц рук)

Логопедические задачи. 1. Работа над группой шипящих звуков ж-ш, з-с. 2. Соответствие движений и речи.

Музыкальные задачи. 1. Напевность речи при правильном дыхании. 2. Ритмичные хлопки под музыку. 3. Уметь различать смену темпа в музыке и соответственно этому выполнять движения.

Моем шею, моем уши, Дети ладонями трут шею и уши.

Вытираем их посуше. Имитируют растирание полотенцем.

Чистота всего дороже, Грозят пальчиком правым и левым.

Мы и зубы чистим тоже Имитируют движениями чистку

Зубов вправо и влево.

Порошком, порошком Пальцы складывают в щепоть и

Посыпают правой ручкой, левой ручкой.

Раз, два, три Три хлопка в ладоши.

Зубы щеткой чище три. Имитируют движениями чистку

Зубов в направлении сверху вниз.

Логопедическая задача. Закрепление звуков ж, ч в свободной речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь различать две части произведения. — громкую и тихую (/, р). 2. Двигаться соответственно каждой части: р — ходить на полупальцах, f — двигаться топающим шагом.

Ход упражнения. В роли мамы выступает педагог. Мама сидит и дремлет на стуле, а вокруг нее стоят дети, которые не хотят ее будить

Описание движений

Маме надо отдыхать, Дети, держась за руки, покачиваются

Маме хочется поспать из стороны в сторону.

Я на цыпочках хожу, Идут на носочках к маме и обратно.

Маму я не разбужу.

Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разных направлениях.

Тук-тук, тук-тук, Идут, громко топая пятками.

Тук, тук, тук, Сходятся все у стула, где спит

Раздается пяток стук. Мама.

Мои пяточки идут, Мама просыпается и

Прямо к мамочке ведут. Шутливо догоняет детей

Это упражнение создает атмосферу покоя, любви и дружелюбия. Внимание детей обращается на выражение лица. Оно должно быть заботливым, ласковым, любящим.

Логопедические задачи. Укрепление артикуляции. Работа над гласными.

Музыкальные задачи. 1. Различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. 2. Работа над чистотой интонирования, напев-ностью и дыханием.

Я бегу, бегу, бегу, Один ребенок выполняет легкий

Колокольчик я несу. Бег, неся колокольчик.

Колокольчик в руки дам Передает колокольчик тому ребенку,

И на место сяду сам. Около которого останавливается,

И садится на его место.

В результате предложенных упражнений у ребенка быстрее вырабатыва-ется слуховое внимание, лучше укрепляется память. Музыка и речь, вза-имно дополняя друг друга, создают яркий эмоциональный образ, который легко воспринимается и запоминается детьми.

Некоторые затруднения, связанные у детей с неумением сочетать свои движения с ритмом музыкального произведения, могут быть устранены благодаря многократному показу и объяснениям. Но есть более легкий путь — это введение рифмованного текста, который отражает содержание движений. Так, пропевая текст, дети гораздо легче усваивают упражнение и хорошо запоминают его.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с и р в свободной речи. 2. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавный подъем рук вверх и так же плавно опускать вниз".

См. сборник «Утренняя гимнастика под музыку», М, Просвещение, 1984.

Рано солнышко встает, Дети плавно поднимают руки через

Стороны вверх и соединяют их у себя

Над головой.

Распускается цветок. Плавно опускают руки через стороны вниз.

Светит солнце с высоты, (Повторяются те же движения)

Распускаются цветы.

В этом упражнении особое внимание надо обратить на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми; кисти свободны, пальчики соединены вместе без напряжения. Руки следует поднимать медленно вверх и обязательно при этом поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Логоледические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, л, в свободной речи. 2. Выполнение движений точно по тексту.

Музыкальные задачи. Уметь определять начало и конец фразы и рас-пределять движения на всю музыкальную фразу.

Описание движений

Наклониться – пол достать, Медленно наклониться, коснуться

Кончиками пальцев пола.

Выпрямляемся опять. Выпрямиться, отведя плечи назад,

Руки вниз и так до конца.

Наклонитесь снова вниз,

Это не каприз

Ты тихонько наклонись

И легонько распрямись.

Ну, еще раз пол достань

И спокойно встань.

При выполнении этого упражнения дети часто допускают следующую ошибку: они быстро наклоняются и резко выпрямляются. Однако надо до-биться, чтобы движения были плавными, неторопливыми. Текст очень хо-рошо помогает исправить эту ошибку. Неторопливое пропевание слов дает возможность выполнить спокойно, плавно и наклон, и подъем.

Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы при подъеме дети в конце фразы хорошенько выпрямляли спину, плечи отводили назад. Только после этого можно снова наклоняться вниз и при этом обязательно пытаться дотронуться кончиками пальцев до пола.

Логопедическая задача. Закрепление звуков с, ч, р, ш в свободной речи. Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.

Тик-так, тик-так,

Часы стучат

И нам с тобой

о многом говорят:

Что день пришел

И спать пора, ’

Устала наша детвора.

Все спят, а часы

Всю ночь стучат

И наш покой они хранят.

Заводят стрелки хоровод,

Тик-так, тик-так, и ночь пройдет.

Описание движений

В исходном положении дети стоят свободно, опустив руки вдоль тулови-ща. Затем, пропевая текст, одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево. На слова «заводят стрелки хоровод» — скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны. Заканчивают боковыми наклонами.

Логопедическая задача. Четкое произношение и закрепление в свободной речи звуков с, з, р.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять характер музыки, (веселый, задорный). 2. Различать две части произведения (f и р) и соответственно им выполнять движения: р — качание рук вперед-назад, f — поочередное резкое выпрямление правой и левой рук в сторону на уровне плеча*.

Перед началом упражнения детям необходимо объяснить, что они уже стоят на палубе корабля. Поэтому ноги нужно слегка расставить — чтобы удержаться на палубе. В руках у детей разноцветные флажки. Они — сигнальщики, которые своими движениями передают другим кораблям сведения об изменении курса.

Движения должны быть очень точными, чтобы корабли не сбились с пути.

И. П. ноги слегка расставлены. Руки отведены назад.

Мы стоим как на земле, На слово «стоим» руки броском

Ну а плывем на корабле выносятся вперед, отводятся назад.

И сигналим каждый раз, И так до конца четверостишия. Затем

Когда дан такой приказ. Обе руки убираются за спину.

Направо – поворот, Правая рука отводится в правую

Сторону на уровне плеча, голова тоже

Поворачивается вправо. На слово

«поворот», рука убирается за спину.

Налево – поворот, То же самое выполняется левой

Рукой. Голова поворачивается влево.

А ну-ка, не зевай, На первое слово рука отводится

Вправо, на второе слово – убирается

За спину.

Сигналы подавай! Те же движения выполняются левой рукой.

Танец «Семейный вальс»

Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, р, ч в свободной речи. 2. Четкое соответствие речи и движений.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять музыку по характеру звучания.

2. Различать две части в мелодии (f, р) и менять соответственно им движения

Назад повернуться Каждый из партнеров поворачивается

Назад так, чтобы увидеть лицо сзади

Стоящего, улыбнуться ему и сделать

4 хлопка в ладоши.

И к паре своей, Повернуться обратно к своему партнеру,

Улыбнуться и сделать 4 хлопка.

И всем улыбнуться, Снова повернуться назад, к своей паре

Чтоб быть веселей.

Качаем, качаем Каждая пара соединяет обе руки,-

Руками быстрей, ноги слегка расставлены – и выполняют

4 качания, начиная движения сначала

В круг, из круга и т. д.

За юбочки взялись, Девочки обеими руками берутся за

Юбочки и

Беги поскорей. По часовой стрелке перебегают вперед

К следующей паре. Мальчики

Остаются стоять на месте.

Затем движения повторяются сначала и заканчиваются тогда, когда де-вочки возвращаются к своему партнеру, обежав круг. Если детей много, то танец можно закончить гораздо раньше.

Танец получает яркую эмоциональную окраску, оттого что все улыбаются друг другу. Девочки стараются выполнять свои движения изящно и граци-озно.

При работе с детьми на музыкальных занятиях по этому разделу также можно и нужно использовать различные тексты: прозу и стихи. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Они сначала внимательно слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного, музыкального произведения.

Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.

Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).

Астра, азбука, айва

Начинаются на «а»,

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

АНТОШКА

(на звук А)

Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж—ш). 3. Закрепление звуков в речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f — уверенность, mf — пренебрежение, р — удивление или обида).

Антошка – картошка Антошка – картошка,

Соломенная ножка, Он взял большую ложку,

Сам – с ноготок, За стол со всеми сел

Логопедическая задача. Закрепление звука л в свободной речи. Музыкальная задача. Петь легко и весело, выделяя сильную долю такта.

Заяц белый, заяц белый, Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал? Ну а где же ты обедал?

Заяц белый отвечал: Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал». «Я сегодня голодал».

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука д в сочетании с гласными и и о. 2. Четкое произношение этих звуков.

Музыкальная задача. Различение динамических оттенков в музыке и пение соответственно этим различиям: спеть громко (f) и тихо (р, как эхо.

Динь – дон, динь – дон,

В переулке ходит слон 2 раза (1 –f, 2 – p)

Старый, серый, сонный слон,

Он слонихе шлет поклон.

РЕЗИНОВАЯ ЗИНА

(на звук 3)

Логопедическая задача. Дифференциация звука з.

Музыкальная задача. Петь легко, выделяя звук з.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она была разиней, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звонких согласных б и з в со-четании с гласными звуками в словах. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый согласный звук.

Музыкальные задачи. 1. Начинать петь мягко, не форсируя звук. 2. Петь тихо, спокойно, согласно характеру мелодии.

Баю-баю, баиньки, Баю-баю, баиньки,

Прискакали заиньки. Ускакали заиньки.

Уходите, заиньки, Ты же глазки закрывай

Не мешайте баиньки. И скорее засыпай.

ЧИСТОГОВОРКИ С ПЕНИЕМ НА ПОСТАНОВКУ ШИПЯЩИХ, СВИСТЯЩИХ

И АФФРИКАТОВ

Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если педагог не ставит перед ними такую задачу. Таким • образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении.

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Четкие движения соответственно тексту (речь с движением).

Музыкальные задачи. 1. Петь спокойно, ласково. 2. Различать динами-ческие оттенки и изменения темпа во второй части музыки.

Описание движений

Шапка, да шубка, Показать руками, как надевается

Шапка. Провести обеими руками

Сверху вниз от лица до коленей –

Показать шубку.

Вот и весь мишутка. Обе руки вытянуть вперед, ладони

Повернуть вверх и раскрыть.

Лапами машет, Поочередные махи кистями рук.

Весело пляшет. Потопать ногами.

(на чередование звуков Ж-Ш)

Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Раз-личение звуков ж и ш.

Музыкальная задача. Петь песню тихо, выразительно, согласно спокой

ному, грустному характеру музыки.

Медвежонок плюшевый

Ничего не кушает:

Ни конфет, ни шоколада —

Ничего ему не надо!

Целый день в углу сидит,

У него живот болит.

Для того чтобы исполнить песню выразительно, ее нужно обыграть. Вы-бираются два ребенка, один из которых изображает медвежонка. Он сидит

на стуле грустный и безучастный, держится за живот. Второй ребенок под-ходит, поет, сочувствует ему, ласково гладит. Вариант: к Мишутке могут подойти все дети и тоже спеть, выразив свое сожаление и сочувствие.

(на звук а и чередование звуков С —Ш)

Логопедические задачи. 1. Закрепление заднеязычного звука тс. 2. Авто-матизация звука а. 3. Развитие фонематического слуха (чередование с и ш). –

Музыкальные задачи. 1. Определить веселый, шуточный характер мело-дии и соответственно ему исполнять песню. 2. Петь чисто, на высоком позиционном звучании.

Что за крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши, Надоела нам вода».

ЧАЙНИК

(на звук Ч)

Логопедическая задача. Дифференциация звука ч, четкое его произношение. Музыкальная задача. Петь легко, весело и выразительно, четко выделяя фразы и звук ч.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, хлопочу и кричу:

«эй, люди, я с вами почайпить хочу!»

Для большей выразительности можно предложить детям самим изобра-зить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз — это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребенок, у которого этот этюд получился лучше, и тот показывает отдельно всем детям свои движения для примера.

(на чередование звуков Ж-Ш)

Логопедические задачи. 1. Дифференциация звуков ж и ш. 2. Уметь оп-ределять чередование этих звуков. 3. Выполнять движения точно по тексту.

Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно неторопливо-му, вальсовому характеру музыки.

Две подружки-хохотушки

Пляшут танец топотушки.

Пляшут выше, пляшут ниже,

Пляшут дальше, пляшут ближе.

Ногу влево, ногу вправо, 2 раза

Пляшут лихо, пляшут браво.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Комплекс двигательных упражнений для детей среднего возраста Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Упражнение «Буратино потянулся» Выполняются движения в соответствии с текстом. Буратино потянулся,.

Комплекс гимнастических упражнений «Дождик» для детей среднего возраста Комплекс упражнений для проведения на воздухе для детей 4-5 лет Комплекс упражнения «Тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, (Шагают.

Комплекс упражнений с косичкой для детей дошкольного возраста Упражнений с косичкой для детей 5-7 лет 1. Упражнения с косичкой Косичку вверх И. П. : ноги на ширине плеч, косичка за спиной. 1-2 – наклон.

Комплекс упражнений с кубиками для детей дошкольного возраста 1. Упражнения с кубиками 4-6 лет Кубики вместе И. п. : ноги слегка расставить, кубики в стороны. 1-кубики вверх, вместе, посмотреть; 2-вернуться.

Комплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возрастаКомплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возраста Упражнения с обручем 4-6 лет 1. Ходьба в колонне по одному на носках, обруч в прямых руках над головой (6-8 с). 2. Ходьба на пятках, обруч.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возрастаСидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Гимнастика полезна для.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Веселые ребята» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Если есть возможность,.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ТНР О. С. Боромыкова
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 11:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД