Наталья Плотникова
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение на восстановление дыхания
При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических способностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развития и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях. Все упражнения проводят в хорошо проветренном помещении или открытой форточке, окне, фрамуге.
Публикация «Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Правила дыхания при выполнении упражнений
Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические – сопровождаются движениями.
• Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.
• Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.
• Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.
• Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.
• Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.
«Чудо – нос»
Речь: Носом я дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Содержание движений: После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
«Ныряние»
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Речь: В бассейн ныряем. Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать.
Содержание движений: «Нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
«Ветерок»
Речь: Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь и выпятить живот при выдохе губы сделать «трубочкой» - подул тихий ветерок. Можно взять полоску бумаги и дуть на нее легонько.
Содержание движений: Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох.
«Паровоз»
Речь: Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у!
Приехали!»
Содержание движений: Предлагаем сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
«Шарик»
Предлагаем детям представить, что они воздушные шарики.
Речь: Вот мы шарик надуваем.
А рукою проверяем:
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
На счет 1,2,3,4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.
Содержание движений: Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
«Лес шумит»
Речь педагога: А я с рыженьким хвостом,
Но живу не под кустом,
Прыгаю по веткам,
Несу орешки деткам,
Приходите дети в лес,
Сколько он таит чудес!
Содержание движений: И. п. – о. с., руки вверх. Наклон вправо (вдох, и в и. п. (выдох, то же влево.
«Подуем на колобок»
Речь педагога: Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Содержание движений: В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку – теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
«Регулировщик»
Речь педагога: Вдох носом и во время удлиненного выдоха произносить р-р-р-р.
Содержание движений: Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Затем поменять положение рук.
«Здравствуй, солнышко!»
Речь педагога: Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох; - вдох.
Содержание движений: И. п. – о. с. : ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Вернуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.
«Свеча»
Речь педагога: Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Содержание движений: Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушить свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
"Цветок»
Речь педагога: Ребята, давайте понюхаем цветочки!
Содержание движений: Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
«Насос»
Речь педагога: Представьте, что мы с вами накачаем сейчас колесо насосом. Поставьте руки на пояс, слегка приседаем и выпрямляемся.
Содержание движений: Вдох, выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Один, два, три, четыре, пять!»
Речь педагога: Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Содержание движений: И. п. : основная стойка. По окончанию слов дети выполняют вдох-выдох.