Серафима Силакова
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков ([C], [C’], [З], [З’], [Ц])
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
свистящих звуков ([C], [C’],[З],[З’],[Ц])
«ЗАБОРЧИК»
Описание: рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в
улыбке.
«ЛОПАТКА»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 –
до 5 – 10
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
Публикация «Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков ([C], [C’], [З], [З’], [Ц])» размещена в разделах
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык».
«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка
почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в
сторону, потом снизу вверх.
Методические указания:
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он
находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и
начинал движение от корней нижних зубов.
«ГОРКА»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние
зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении
под счёт от 1 до 5-10.
«ХОЛОДНЫЙ ВЕТОРОК»
Описание: из положения «Горка» вернуться к упражнению «Заборчик» и
подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять
3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую
помощь для вызывания звука [с].
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Описание: улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык «Лопаткой» на
нижнюю губу. Удерживать неподвижный язык в таком положении под счет
от одного до пяти. Затем язык (широкий и распластанный) убираем в рот за
нижние зубы. Зубы сомкнуть, губки растянуть в улыбку. Повторить 5-10 раз.
«МЕСИМ ТЕСТО»
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу
и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий
язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания:
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
«ЁЖИК ФЫРКАЕТ»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу, слегка приподнять боковые края язычка. С силой
выдыхая воздух, многократно произносить звук Ф-Ф-Ф.
Следить за тем, чтобы при подъёме боковых краёв языка равномерно
поднимались обе половинки языка.
«КОМАРИК»
Цель: вызывание звука [з] по подражанию.
Описание: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка
«включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется
рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить
вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение «Холодный
ветер».