Татьяна Вишнивец
Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5–7 лет (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра №3 «Идем по курсу. Компас. Маяк»
Цель: развивать устойчивость внимания, зрительную память, наглядно – образное мышление, целостность восприятия.
Материал: аудиокассета с записью песни о морском корабле, в демонстрационном альбоме схема с изображением курса, схема «Рыбка», компас, рабочая тетрадь, карандаши.
Ход игры
Звучит песня о морском корабле.
Сегодня мы попробуем стать моряками.
Публикация «Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5–7 лет (2 часть)» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Капитан – командир корабля – отвечает не только за судно, но и за всех людей, которые находятся на корабле. Помощник капитана – штурман – прокладывает курс и следит, чтобы путь корабля был безопасным. Посмотрите внимательно на схему курса яхты, запомните. (Показ из демонстрационного альбома – 30 секунд). Нарисуйте в тетради, как запомнили.
Дорог в море нет. Как же находят свой путь моряки? В давние времена путь находили по звездам. Потом придумали разные умные приборы. Какой из них главный? Посмотрите таблицу (изображены песочные часы, антенна, секундомер, компас, отгадайте загадку: «Чтобы в пути не заблудиться, надо взять его с собой. Он вам очень пригодиться, он укажет путь домой». Найдите отгадку (компас).
Чтобы идти по курсу, надо быть очень внимательными. Поиграем в игру «Повтори движение».
Воспитатель показывает движения, а дети повторяют.
«Догонялки» - правая рука опущена, левая - на пояс; правая на пояс – левая к плечу; правая к плечу – левая вверх; правая вверх – левая к плечу; правая к плечу – левая на пояс; правая на пояс – левая вниз, правая вниз.
Стрелка компас всегда показывает на север, как бы компас ни повернули, это помогает найти дорогу (показ компаса или картинки). В рабочей тетради откройте страницу с изображением компасов. Наверху нарисовано три компаса, стрелки которых показывают направление вверх, вправо, вниз. Ниже нарисовано еще много компасов, стрелки которых направлены по-разному. Внимательно посмотрите на каждый компас нижнего ряда (показ) и зачеркните те из них, в которых стрелки направлены только вверх, вправо, вниз, другие отмечать не надо.
Чтобы кораблям не разбиться о скалы или подводные камни, на берегу стоят маяки.
Рассказ о маяке
«Маяк – это высокая башня с сигнальным огнем наверху. Маяк указывает путь к берегу и предупреждает, если берег скалистый.
Первым маяком был костер. Его зажег старый матрос. Маленькое рыбачье суденышко, на котором он плавал с другими рыбаками, заблудилось в море и не могло найти проход в гавань. Судно едва не разбилось, рыбаки чудом спаслись. С тех пор старик каждый вечер приходил на берег и до рассвета жег костер, чтобы огонь указывал путь кораблям.
Прошли годы, и люди стали строить на берегах маячные башни. Сначала источником света на маяке был костер из дров, угля или жира. А когда изобрели электричество, стали гореть электрические лампочки. Специальные стекла собирают свет этих ламп в один мощный и прямой пучок. Вот поэтому свет маяка хорошо виден кораблям, даже если они находятся на далеком расстоянии».
В рабочих тетрадях найдите картинки с изображением лодки, дельфина и маяка. Раскрасьте ту картинку, на которой дельфин ближе к маяку, чем лодка.
В море плавает много разных рыб, например, таких (показ в демонстрационном альбоме). В рабочих тетрадях обведите рыбку по контуру и раскрасьте ее.
Игра №4 «На море шторм»
Цель: развивать слуховое восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление (умение выделять существенные признаки предметов и соотносить их по разным признакам, воссоздающее воображение, тренировать координацию руки.
Материал: аудиокассета с записью шума водопада и реки, стихотворение «Кораблик» (английская песенка в переводе Чуковского, картинки в демонстрационном альбоме: «До шторма», «После шторма»; изображения животных, рабочие тетради.
Ход занятия
Звучит аудиокассета с записью шума водопада и реки.
«Послушайте, как шумит водопад, как течет река, чем эти звуки похожи, как их отличить? Похоже – это шум воды, отличаются тем, река течет плавно, а водопад – вода с шумом падает вниз. В воде – реках, морях, океанах, озерах – живут разные животные. Посмотрите и назовите, кто изображен на картинках (показ картинок) : крокодил, лягушка, рак, чайка. Три картинки подходят друг к другу, а четвертая лишняя. Какая лишняя и почему? (Лишняя – чайка, потому что это – птица, а остальные животные). Посмотрите теперь на эти картинки: кого вы видите? Чайка, ласточка, аист и кит. Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя – кит, потому что остальные картинки изображают птиц).
Я расскажу стихотворение «Кораблик», слушайте внимательно, постарайтесь запомнить.
«Кораблик»
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой…
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты паутинки,
А парус – лепесток.
(пер. К. И. Чуковского)
(Разучивание с детьми двух четверостиший).
Теперь отгадайте загадку: «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» (туча). Вдруг туча потемнела, засверкали молнии. На море начался шторм. «Сильный ветер, трудно идти по палубе. Напрягите ноги, крепко прижмите ступни к полу. Прошла волна, ноги можно расслабить (повторить 2-3 раза)».
«Вот и пролетела буря, море стало спокойным, ярко светит солнце. Но буря все перемешала в каютах. Вот как было до шторма (показ из демонстрационного альбома картинки «До шторма»). Закройте глаза. Буря все перемешала. Откройте глаза. Что изменилось? (показ картинки «После шторма»).
«Буря еще и порвала паруса. В рабочих тетрадях найдите лист с изображением «рваных» парусов: у паруса образовалась дыра. Внизу нарисованы кусочки, которыми можно починить парус. Кусочек надо подобрать так, чтобы дырки не было заметно. Найдите подходящий кусочек и обведите его кружком».
«Сильные были волны во время шторма. Когда море спокойное, волн почти нет. Нарисуем разные волны. Откройте в рабочих тетрадях листок в клеточку. Вверху уже нарисованы волны, их надо продолжить. Еще одно упражнение: в левом верхнем углу поставьте точку и внимательно слушайте, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию от точки.
Первая «волна» :1 клетка – вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д.
Вторая «волна» : По 2 клетки.
Третья «волна» : 2 клетки вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо и т. д.
Игра №5 «Сказочный город»
Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, устойчивость внимания, зрительную память, целостное восприятие, воссоздающее воображение.
Материал: аудиокассета с записью песни о волшебном городе, в демонстрационном альбоме лист с изображением сказочных героев, разрезанный на карточки; схема с изображением двух лиц; схемы с изображением домиков, с неполным изображением животных.
Ход занятия
Звучит песня о сказочном городе.
Наша яхта подошла к сказочному городу. Сойдем на берег, погуляем по городу. Отгадайте загадку: «Добрые соседи век рядом живут, а друг с другом не видятся (окна)». В этом городе живут герои из сказок. Я покажу вам их по одному, а вы их запоминайте. (Мальвина, Карабас – Барабас, пудель Артемон, Буратино, лиса Алиса, кот Базилио, Незнайка). Дети называют, из какой сказки они видели героев.
Жители этого города разные: веселые и не очень. (В рабочих тетрадях схемы с изображением двух лиц, которые отличаются грустным и веселым настроением, а также изображением отдельных деталей). Дети должны найти пять отличий, и оценить эмоциональное состояние изображенных лиц. «Конечно, в городе больше веселых людей. Вот, например, Буратино».
Покажите, как шагает деревянный человечек – ходьба на выпрямленных ногах с выпрямленными руками, а как двигается Пьеро – грустный клоун – движения мягкие, медленные.
В сказочном городе много разных домиков. Откройте страничку рабочей тетради, на которой нарисованы домики и попробуйте найти два одинаковых домика. Соедините их.
Как и в каждом сказочном городе, есть здесь и свой волшебник. Хотел он сделать животных невидимыми, но поторопился, и стали они только наполовину невидимками. Посмотрите, видны только уши, хвост и еще что-то. Каких же животных превратил волшебник? Давайте их расколдуем и поможем им стать видимыми. Дорисуйте их.