Папки-передвижки

Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Сказки»

Роксана Выучейская
Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

АННОТАЦИЯ

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития мелкой моторики у детей 3-4 лет»

Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что современные вещи и игрушки устроены максимально удобно для применения, но не для развития мелкой моторики. Недостаточно развитая мелкая моторика у младших дошкольников затрудняет формирование речевых навыков, зрительно-моторную координацию, точность движений. А это, в свою очередь, препятствует социальной коммуникации и адаптации ребенка, а в дальнейшем успешной учебной деятельности.

Публикация «Комплекс пальчиковых игр и упражнений „Сказки“» размещена в разделах

Мелкая моторика выступает важнейшим и необходимым условием формирования и развития речи. Движения пальцев рук ребёнка активизирует и ускоряет развитие его центральной нервной системы и, следовательно, развитие речи ребенка.

Вместе с тем в последнее время наблюдается рост числа детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

В этой связи одним из таких эффективных средств могут выступать пальчиковые игры и упражнения.

Посредством их использования эффективно тренируются точность двигательных реакций, координация движений, воспитывается ответственность, аккуратность, конструктивные, изобразительные и творческие способности.

В контексте рассмотрения обозначенной проблемы была определена тема исследования: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей 3 - 4 лет».

пальчиковые игры и упражнения могут стать эффективным средством развития мелкой моторики у детей 3-4 лет при соблюдении следующих условий:

-подборе пальчиковых игр и упражнений, соответствующих возрасту и направленных на выполнение статических, динамических, кинезиологических движений;

- объединении пальчиковых игр и упражнений в комплекс : от простых к более сложным текстового и двигательного содержания; сочетая уже заученные с новыми движениями;

- включении пальчиковых игр и упражнений регулярно в режимные моменты.

В процессе развития мелкой моторики происходит формируются психические процессы: памяти, внимания, мышления, обогащается словарный запас малыша. Как уже описывалось выше, существует тесная взаимосвязь между речью, мышлением и развитием моторных навыков кисти руки.

Если у ребенка дошкольного возраста достаточно развита мелкая моторика, то он способен запоминать большие объемы информации, достаточно внимателен, способен рассуждать логически и связно говорить, используя достаточный уровень лексики. Уровень развития мелкой моторики выступает одним из показателей интеллектуального развития ребенка младшего дошкольного возраста. По этой причине в дошкольном возрасте необходимо уделять внимание различному опыту детей по манипулированию с предметами, развивать навыки простейшего ручного труда, создавать условия для получения ребенком различных сенсомоторных впечатлений. Это позволит ребенку включать в процесс познания большое количество органов и средств восприятия, что расширит спектр информации об окружающем мире, получаемый тактильно.

Развитие мелкой моторики взаимосвязано с деятельностью головного мозга, это обусловлено анатомическим и физиологическим устройством важнейшей его структуры – коры (третья часть коры отвечает за моторику пальцев рук). Развивая точность, гибкость и возможности манипуляции мелкими предметами и объектами, мы способствуем развитию высших психических функций и интеллекта ребенка.

Исходя из выше изложенного, мелкую моторику можно определить, как совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. В этом возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной для развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к обучению в школе. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

На первой пробе была реализована методика, направленная на выявление уровня сформированности кинетического праксиса.

Цель: выявить развитие точности движений и статической координации.

В содержание первой пробы входит 3 задания. Поочередно правой и левой рукой выполнялся ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений воспитатель сначала помогал ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно. Диагностика

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

- «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

- «Кошечка» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

- «Зайчик» Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

Результаты оценивались по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Оценка проводилась по трехбалльной системе:

- низкий уровень - 1 балл — ребенок не справился с заданием;

- средний уровень - 2 балла — справился с заданием при помощи взрослого;

- высокий уровень - 3 балла — справился с заданием самостоятельно.

Этап 2. Определение графического навыка

Во время второй пробы была реализована методика, направленная на выявление уровня сформированности графического навыка.

Целью является выявить развитие силы кисти и крепость пальцев.

В содержание второй пробы входит 3 задания «Проведи дорожку» : на рисунке изображены 3 дорожки. На первой дорожке у одного конца стоит ежик у другого- грибок. На второй дорожке у одного конца стоит собачка у другого косточка. На третей дорожке в начале зайчик у другого изображена морковка. Нужно помочь животным пройти до еды (провести линию от одного конца к другому). Ширина дорожек усложняется от первой к последней. Ширина первой 2 см., второй 1.5 см., третей- 1 см. Ширина подбиралась так, чтобы была достаточна трудна, но доступна для ребёнка.

Оценивалось качество линии: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная, выход за грани линии дорожки.

Оценка проводилась по трехбалльной системе:

- низкий уровень - 1 балл — ребенок не справился с заданием (3 и более раз вышел за грани линии дорожки; линии слабые, не ровные, постоянно прерывается);

- средний уровень - 2 балла — справился с заданием (1-2 раза вышел за пределы грани дорожки; линии не очень четкие, не достаточно ровные, прервалась не сколько раз);

- высокий уровень - 3 балла — справился с заданием без ошибок (все линии ровные, четкие, за пределы линии дорожки не выходил).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

В третьей пробе была реализована методика, направленная на выявление уровня развития координации рук и глаз.

Цель определить способность к переключению с одного движения на другое.

В третью пробу вошло упражнение на смену движения ведущей руки: менять ладонь — рука — кулак.

Диагностика проводилась в индивидуально с каждым ребёнком, все задания показывал воспитатель, а затем их выполнял ребенок. Качество выполнения переводится в балльную оценку.

Сначала ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Затем ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 4-5 повторов. Выполняется ведущей рукой.

Оценка проводилась по трехбалльной системе:

- низкий уровень - 1 балл — ребенок не справился с заданием;

- средний уровень - 2 балла — справился с заданием при помощи взрослого;

- высокий уровень - 3 балла — справился с заданием самостоятельно.

В конце диагностики баллы по всем 3 пробам суммировались:

Низкий уровень (7-11 баллов) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Дети затрудняются в подражательных движениях. Нарушена общая координация точность, при помощи воспитателя поставленной позы не удерживается. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, постоянно выходит за края дорожки. Движения скованные, координация движений рук и глаз нарушена.

Средний уровень (12-18 баллов) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Образец, показанный позы недостаточно точен или, требуется помощь, в графических упражнениях выполнено с небольшими нарушениями линии. Испытывают небольшие трудности при смене движений из пальчиков.

Высокий уровень (от 19-21 балла) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Таким образом, мы определились в выборе методики констатирующего эксперимента, позволяющей представить качественно-количественную характеристику структурных компонентов мелкой моторики.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

пальчиковые игры и упражнения могут стать эффективным средством развития мелкой моторики у детей 3-4 лет при соблюдении следующих условий:

-подборе пальчиковых игр и упражнений, соответствующих возрасту и направленных на выполнение статических, динамических, кинезиологических движений;

- объединении пальчиковых игр и упражнений в комплекс : от простых к более сложным текстового и двигательного содержания; сочетая уже заученные с новыми движениями;

- включении пальчиковых игр и упражнений регулярно в режимные моменты.

Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цель которого: разработать и апробировать комплекс пальчиковых игр и упражнений, с целью развития мелкой моторики у детей 3- 4 лет.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

-Подобрать пальчиковые игры и упражнения, соответствующих возрасту и направленных на выполнение статических, динамических, кинезиологических движений;

- Объединить пальчиковые игры и упражнения в комплекс : от простых к более сложным текстового и двигательного содержания; сочетая уже заученные с новыми движениями;

- Включить пальчиковые игры и упражнения регулярно в режимные моменты.

- Проверить эффективность проведенной работы.

были отобраны пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей 3-4 лет, направленных на выполнение статических, динамических, кинезиологических движений.

В список пальчиковых игр и упражнений вошли : упражнения кинетического праксиса: «Петушок», «Кошечка», «Зайчик». На координацию рук и глаз: ( смена движений рук: ладонь — рука — кулак)

главный принцип объединения в комплекс состоит в том, что игры и упражнения должны от простых переходить к более сложным текстового и двигательного содержания, сочетая уже заученные с новыми.

- Комплекс пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

комплекса Длительность Тема Совместная деятельность воспитателя с детьми в режиме дня

1 10 дней «Кот, петух и лиса» Статические упражнения : «Кошечка» «Петушок» «Лиса»

Кинезиологические упражнения : «Кулак - ребро - ладонь»

Динамические игры: «Наш красивый петушок» «Холодно зимой в лесу, жалко бедную лису» На название пальцев : «Наши пальчики»

Сказка : «Кот, петух и лиса»

2 11 дней «Заюшкина избушка» Статические упражнения : «Петушок» «Лиса» «Зайчик»

Кинезиологические упражнения : «Кулак - ребро - ладонь»

Динамические игры: «Наш красивый петушок» «Детки» На название пальцев «Пять пальцев»

Сказка «Заюшкина избушка»

3 10 дней «Колобок»

Статические упражнения : «Лиса» «Зайчик» «Волк»

Кинезиологические упражнения : «Ухо – нос»

Динамические игры: «Детки» «В лесу» На название пальцев : «Дружные пальцы»

Сказка : «Колобок»

- начинать надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания;

- нагрузка на пальцы правой и левой руки даётся равномерно;

- текст постепенно разучивается наизусть, соотнося слова с движением;

-повторения и закрепления используются в течение дня в режимных моментах.

Упражнения будут даваться ежедневно в режиме дня, вовремя подготовки детей к процессу принятия пищи, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна, то есть использовалась в любой удобный отрезок времени.

подобраны пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой, объединены по направленности в три комплекса, а затем апробированы. Каждый комплекс реализовывался в течение 10 дней. Чтобы заинтересовать дошкольника на пальчиковые игры и упражнения, на каждый комплекс нами был показан теневой театр по сказкам.

Первый комплекс проходил по сказке «Кот, петух и лиса».

В ходе показа теней использовались статические упражнения : кошка, петух, лиса. Затем детям предлагалась, самим попробовать при складывании пальцев получить изображение различных животных. Все дети эмоционально включились у большинства детей вызвало затруднение

По окончанию теневого театра, дети попросили педагога: «Мы хотим ещё сказку в темноте. По окончанию мы с детьми пришли к выводу что показать сказку пальчиками очень сложно, нужно что бы пальчики были гибкие и послушные приняли решение заниматься нашими пальчиками каждый день чтобы можно было сказку не только рассказывать, но и показывать.

В первый комплекс вошли новые для изучения игры и упражнения.

Статические упражнения : «Кошечка» «Петушок» «Лиса». Кинезиологические упражнения : «Кулак - ребро - ладонь» вызвало затруднение, дети сбивались, путались в движениях. На протяжении всего комплекса упражнение проводилось в медленном темпе правой рукой.

Динамические игры: «Наш красивый петушок» «Холодно зимой в лесу, жалко бедную лису» На название пальцев : «Наши пальчики». Завершили первый комплекс сказкой «Кот, петух и лиса». Второй комплекс пальчиковых игр и упражнений, проходил по сказке «Заюшкина избушка».

Во второй комплекс были включены два статистических упражнения на повторение «Петушок» «Лиса» и новое: «Зайчик». На протяжении всего комплекса упражнение проводилось в среднем темпе правой и левой рукой.

Третий комплекс пальчиковых игр и упражнений проходил по сказке «Колобок» (теневой театр). В третий комплекс вошли упражнения и игры более сложным текстовым и двигательным содержанием. два статических упражнения на повторение «Лиса» «Зайчик» Упражнения, получались у детей ловко, пальцы принимали правильную позицию.

Кинезиологические упражнения : «Ухо – нос» Динамические игры: «Детки» была на повторение. «В лесу» усложнены во время стишка меняются движения на повтор знакомых им поз животных. на название пальцев : «Дружные пальцы» которой дети научились чередовать движения кулак ладонь.

пальчиковые игры и упражнения могут стать эффективным средством развития мелкой моторики у детей 3-4 лет при соблюдении следующих условий: подбор пальчиковых игр и упражнений, соответствующих возрасту, направленных на статические, динамические, кинезиологические движения; объединение пальчиковых игр и упражнений в комплекс : от простых игр и упражнений переход к более сложным текстового и двигательного содержания; сочетая уже заученные с новыми движениями; включение пальчиковых игр и упражнений ежедневно в совместную деятельность педагога с детьми в режимных моментах.

КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ «СКАЗКИ»

№ п/п Виды пальчиковых игр и упражнений Описание пальчиковых игр и упражнений

1 Статические упражнения

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх).

«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

«Лиса» (ладонь поставить на ребро, внутрь ладони сгибаем указательный палец, большой чуть сгибаем и поднимаем вверх)

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

«Волк» (фигура аналогичная лисе усложнена тем, что задействованы две руки. расположить ладони правой и левой руки тыльной стороной друг к другу, средний, безымянный и мизинец прижимаются друг к другу. указательные пальцы загибаются по первую фалангу обхватывая друг друга. Большие пальцы подняты вверх на небольшом расстоянии друг от друга.)

2 Кинезиологические упражнения «Кулак - ребро – ладонь». (Три положения руки на плоскости, последовательно сменяя друг друга. Сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости, распрямленная ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 5 раз. При усвоении программы помогайте командами (кулак - ребро - ладонь, произнося их сначала в медленном темпе при усвоении темп ускоряется.

«Ухо – нос». (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.)

3 Динамические игры «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки.)

Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони.)

Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт (Указательными пальцами постучать по коленкам.)

Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения.)

«Холодно зимой в лесу»

Холодно зимой в лесу (кулачки обеих рук прижать друг к другу)

Жалко бедную лису. (Обе ладони поставить на ребро, внутрь ладони сгибаем указательные пальцы, большие чуть сгибаем и поднимаем вверх)

Ярко-рыжая она, (сжимать-разжимать пальцы в кулаки)

Сразу на снегу видна. (Вытянуть руки вперед, раскрытыми ладонями вверх)

«Детки»

У мамы кошки есть котенок (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

У мамы зайки есть зайчонок, («Зайчик» указательный и средний)

У собаки есть сынок («Собака» выпрямить ладонь, согнуть указательный и отогнуть большой палец)

Не собачонок, а щенок (Показываем «Собака» левой рукой)

«В лесу дремучем растут елки»

В лесу дремучем растут елки

И бродят злые-злые волки.

Бывает зайка пробежит,

И ветка елки задрожит.

Бывает мишка косолапый

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок,

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок

На название пальцев :

«Наши пальчики»

Пальчик с краешка – большой,

Самый толстый и смешной,

Этот – указательный,

Строгий и внимательный.

Этого зовут все – средний,

Он не первый, не последний.

Этот палец – безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Этот маленький – мизинчик,

Он у нас у всех любимчик.

«Пять пальцев»

Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик,

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это пальчик - указательный,

Он самый внимательный,

Всё увидит, но не скажет,

Только в сторону покажет.

Средний пальчик - это вот,

Он в серёдочке живёт.

А другому пальчику

Имени не дали,

Потому и безымянным

Его все прозвали.

Ну а этот пальчик -

Маленький мальчик,

Мизинец называется -

На нём рука кончается.

«Дружные пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд

Десять крепеньких ребят

Эти два – всему указка

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них,

Два больших и удалых.

Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены разжимаются и пригибаются к ладошке начиная с. Поочерёдно пальчики сжимаются большого в соответствии с текстом стиха

Публикации по теме:

Комплекс упражнений «Веселые мячики»Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Дидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возрастаДидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возраста «Дождик и цветочки» (игра изготовлена из подручных материалов за 1,5 часа во время сна детей в детском саду) Цель: закрепление основных.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для детей 5–7 лет Упражнения с гимнастической палкой для детей 5-7 лет 1. Палка на грудь И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками. 1 – поворот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Сказки»
Опубликовано: 23 августа 2024 в 21:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Роксана Выучейская (УИ 3123881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД