Татьяна Абдурахманова
Комплекс мероприятий, проводимых воспитателем стационарного отделения в рамках социально-реабилитационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс мероприятий, проводимых воспитателем стационарного отделения, в рамках социально-реабилитационной деятельности с воспитанниками СРЦН «Прометей»
Наш социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних выполняет важные социальные функции, направленные на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
Публикация «Комплекс мероприятий, проводимых воспитателем стационарного отделения в рамках социально-реабилитационной деятельности» размещена в разделах
То есть главная цель - социальная реабилитация – это процесс восстановления способности несовершеннолетнего к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Основная задача -дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Дети к нам попадают самые разные: большинство уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;· подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, школьной дезадаптации; многие дети нигде не учились, у них не сформированы элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен опыт жизни в семье); у многих детей отмечена задержка психического развития.
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах.
Поэтому первое, что нужно сделать при поступлении ребенка в Центр –это выявить трудности и проблемы воспитанника, заметить отклонения в поведении, уровень социальной адаптации, а также определить круг интересов и потребностей ребенка.
В этом помогут такие формы работы, как индивидуальная беседа, активное слушание, совместная деятельность.
На начальном этапе –нужно восстановить режим дня ребенка, следить за правильным питанием и помогать в выполнении санитарно-гигиенических требований.
Следующим пунктом идет содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.
Конечно, в разное время у нас живут дети совершенно разных возрастов и интересов, но воспитатель должен уметь сформировать детский коллектив, создавая такое ситуации, когда младшие помогают старшим, старшие проявляют заботу о младших, лидер является образцом для подражания, и никто не остается в стороне. Этому способствуют досуговые мероприятия : командные эстафеты, викторины, игры, совместная творческая и трудовая деятельность.
В детском коллективе неизбежны конфликты. Необходимо научить детей приемам конструктивного решения конфликтов, объяснить, что агрессия по отношению друг к другу недопустима.
Мероприятия, направленные на улучшение посещаемости и успеваемости ребенка –это важнейшее направление работы воспитателя.
Нехватка внимания и заботы в семье зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, что не способствует его адаптации к школьной жизни.
- ему трудно усваивать учебный материал в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;
– он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;
– его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и т. п.);
– его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость от занятий и др.);
– он не пользуется поддержкой учителя;
– его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родителей в школу;
– он начинает прогуливать уроки;
– в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год либо перевести в коррекционный класс.
Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полностью “выпадет” из процесса обучения. У ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводят к тому, что в качестве альтернативного варианта у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.
В нашем случае это осложняется необходимостью поменять школу в силу объективных причин, сложностью вхождения в новый детский коллектив как в Центре, так и в классе, необходимостью знать и выполнять требования новых преподавателей.
В этом случае работу надо начинать с малого –помочь получить и обернуть учебники, подписать тетради, заполнить дневник. Беседа о новых одноклассниках, любимых школьных предметах. В дальнейшем –это помощь в выполнении домашнего задания, приучение к ежедневному учебному труду, обучение самостоятельному поиску информации для докладов и рефератов, поощрение даже за самые незначительные успехи.
К сожалению, не всегда возможно улучшить успеваемость по всем предметам, даже при условии ежедневного выполнения домашнего задания в полном объеме. Зачастую дети приходят с учебными проблемами, тянущимися не один учебный год, и в ситуации попадания в Центр и перевода в другую школу снижение успеваемости просто неизбежно. Также ребенок не может преодолеть стресс при написании контрольной или проверочной работы и сдает чистый лист. Путь тут один –всегда быть на стороне ребенка, наказания здесь применено быть не может, только поощрение за успех.
Также школьные педагоги не всегда относятся с пониманием к нашим детям. Проблемные дети не угодны. Поэтому при общении с работниками образовательных учреждение необходимо вести себя тактично, но непреклонно: соблюдать правило конфиденциальности информации о ребенке, подчеркнуть, что этот ребенок будет заканчивать учебный год именно в их школе.
Мероприятия по профилактика асоциального поведения и правонарушений: сюда входят все-все досуговые мероприятия, проводимые педагогом, индивидуальные и групповые беседы
Когда подросток занят - у него нет возможности проявлять антисоциальное поведение или совершать правонарушение.
Формы работы, вы, без сомнения, знаете: индивидуальная и групповая
Индивидуальная форма в основном проходит в виде беседы, необходимо использовать приемы активного слушания. Чаще всего такая работа направлена на профилактику и разрешение конфликтов. И здесь важно всегда отвечать ожиданиям подростка –если он подошел поговорить, высказать свои мысли и эмоции, лучше всего отложить дела и поговорить. Либо назначить точное время для разговора позже.
Групповая работа: игра, познание, творчество, труд.
Игра – особый вид деятельности, щадящая форма обучения ребенка жизненно- важным умениям. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений. На личном опыте убедилась, что дети, испытавшие социально-психологическую депривацию в семье, испытывают огромные сложности с вступлением в игру с другими детьми. Им нужен взрослый поблизости, который подскажет, подбодрит, рассудит спор, инициирует новую игру.
Важнейшие, по моему мнению, мероприятия призваны формировать, развивать, активизировать интерес детей к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации.
Это прежде всего занятия по ДООП «Социализация несовершеннолетних средствами социокультурной деятельности». Наибольшее преимущество этой программы в том, что занятие можно провести в форме лекции, беседы, игры, тренинга, игровых задач, викторины и т. д., в зависимости от текущей ситуации. (Особенно запомнилось игровое занятие «Что делать, если ты попал в полицию», когда девочки заполняли на меня как на несовершеннолетнюю протокол за нарушение КоАП.)
Это проектная деятельность педагога, в частности занятия по Проекту, «Пластилиновая сказка», где дети не только проявляют свой творческий потенциал, но и оказываются в ситуации успешности, когда их усилия получают заслуженную похвалу.
Это занятия по плану мероприятий на месяц, направленные на расширение кругозора воспитанников, которые имеют результатом повышение уровня познавательных интересов воспитанников.
Это посещение театров, музеев, выставок, культурных мероприятий района и города. Ведь ребенку для развития нужны новые впечатления. И чтобы это было безопасно, всегда нужно перед выездом повторить правила поведения в общественном транспорте и обязанности пешехода.
Немаловажная сторона работы воспитателя – это организация трудовой деятельности воспитанников. Это в основном, конечно же, самообслуживание, элементарно: раскладывание вещей в шкафу, уборка комнаты, труд по уборке территории. Вначале воспитатель вместе с воспитанницей выполняет эти задачи, потом контролирует выполнение. а потом можно показать преимущества коллективного труда: насколько быстрее можно втроем убрать сначала одну комнату, потом вторую.
Пожалуй, самое сложное направление деятельности педагога – работа с семьей. По моему мнению, большинство семей наших воспитанников –дисфункциональные, то есть не могут выполнять свою функцию по воспитанию и социализации ребенка. Мы, конечно, никоим образом не можем заменить семью, но наша задача –показать, что можно жить именно так, в тепле, внимании, заботе, но для этого нужно выполнять свои обязанности, которые имеются у каждого ребенка, по возрасту. Через некоторые время, ощутив разницу с жизнью в семье, воспитанники хотят поговорить о своих родителях. Очень важно не замалчивать эту тему, а побеседовать максимально откровенно, при этом не говоря ничего плохого, о жизни с родителями и перспективах возвращения в семью.
Наш Центр – это лишь временное место пребывания ребенка. Наша задача за этот короткий срок –восстановить чувство безопасности у ребенка, научить вновь доверять миру, научить жить в коллективе, заводить друзей и проявлять познавательный интерес. Именно на эту главную цель должны быть направлены все мероприятия, проводимые педагогом.
И тогда он будет способен сам найти свое место в мире.