Богданович Татьяна
Комплекс мероприятий ко Дню памяти о блокаде Ленинграда «Чтобы помнили»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Ласточка»
Методическая разработка,
посвящённая Блокаде Ленинграда
«Чтобы помнили…»
Автор: Богданович Татьяна Сергеевна
воспитатель
г. Елизово
Аннотация
Методическая разработка посвящена патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
Представленная разработка даст детям знания о блокаде Ленинграда, о героическом подвиге жителей города.
Разработка представляет собой комплекс мероприятий ко дню памяти Блокадного Ленинграда, а именно:
- занятие НОД «Город-Герой – Ленинград!» (презентация PowerPoint);
- коллективная работа «Журавли нашей памяти» (аппликация);
- экскурсия-возложение цветов к памятнику воинов Великой Отечественной Войны.
Актуальность
Великая Отечественная Война – важное событие в истории нашей Родины. Неотъемлемой частью Великой Отечественной Войны является подвиг жителей Блокадного Ленинграда. Память человека коротка, но нельзя чтобы значимые события нашего Отечества были забыты. Для того чтобы дети несли искру памяти о событиях тех лет, гордились своим народом, армией, необходимо с ранних лет не только знакомить детей с народными праздниками, но и со скорбными событиями ушедших лет.
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
образовательная
- знакомить воспитанников с понятием – блокада. Расширять знания детей об истории Отечества, о героизме людей;
воспитательная
- воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину, свой народ;
развивающая
- развивать способность чувствовать, сопереживать.
Предварительная работа:
- для коллективной работы подготовить ватман, нанести фон голубого цвета, нарисовать солнце, раскрасить его жёлтой краской, вырезать и приклеить (осуществляется совместно с детьми в рамках свободной деятельности);
- слушание песен военных лет;
- чтение стихотворения «Салют над Ленинградом» автор Ю. Воронов
- изготовить с детьми журавлей в технике оригами (если дети не смогут изготовить журавля в технике оригами, то необходимо подобрать журавлей в другой технике);
- обсудить с родителями (законными представителями) детей возможность оказания помощи в сопровождении группы на экскурсию-возложение цветов к памятнику воинов ВОВ;
- подготовить музыкальное сопровождение: песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса;
- подготовить презентацию с демонстрационным материалом (фото) в PowerPoint для проведения занятия по теме: «Город-герой – Ленинград!».
Предполагаемый результат:
1. Расширятся знания детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о героических подвигах его жителей.
2. Сформируются патриотические чувства, представления о героизме.
3. Сформируется бережное отношение к хлебу.
4. Сформируется представление о тяжёлой жизни взрослых и детей в военные годы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Конспект НОД «Город-герой – Ленинград!»
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
образовательная
- знакомить воспитанников с понятием – блокада. Расширять знания детей об истории Отечества, о героизме людей;
воспитательная
- воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину, свой народ;
развивающая
- развивать способность чувствовать, сопереживать.
Оборудование:
- ноутбук,
- флэш-носитель,
- интерактивная доска, пульт,
- колонка,
- презентация,
- блюдце с хлебом 125 грамм.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, сегодня я хочу познакомить Вас с трагическими событиями, произошедшими в годы Великой Отечественной войны. Я расскажу Вам о блокаде Ленинграда. Ребята, вы слышали про такой город Ленинград? (ответы детей). Ребята вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей) (слайд 1)».
Воспитатель: «До начала войны город Ленинград был одним из красивейших городов нашей страны. В городе было много фонтанов, памятников, скверов, алей и парков, город утопал в цветах. Люди жили своей размеренной, обычной жизнью, работали, учились, дети посещали детские сады, школы (слайд 2)».
Воспитатель: «Но, произошло событие, которое изменило жизнь всего нашего народа, началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия напала на нашу страну.
Немецкие самолёты со свастикой летели бомбить город Ленинград. Люди спасаясь от бомбёжки бежали в бомбоубежище, но не всем удалось спастись, многие люди погибли. Ребята ваши родители рассказывают вам истории о Великой Отечественной Войне, о ваших прадедушках которые воевали? (ответы детей) (слайд 3)».
Воспитатель: Советские войска, как могли отбивали нападения фашистов, но всё-таки немцам удалось окружить город Ленинград, взять его в блокаду. Всё мужское население города, взяв оружие отправилось сражаться за Родину (слайд 4)».
Воспитатель: Люди, оставшиеся в городе Ленинград, учились жить в других, в тяжёлых условиях. Все дома города были повреждены бомбёжкой, не было света, воды, тепла, еды (слайд 5)».
Воспитатель: Жители города были очень сильными, храбрыми людьми. Они возводили оборонительные сооружения, защищали свой город (слайд 6)».
Воспитатель: Не только взрослые, но и дети прикладывали все силы для скорейшей Победы над врагом.
Дети работали на заводах изготавливая снаряды, оружие для защиты своего города (слайд 7)».
Воспитатель: На этой фотографии изображена Тихова Вера ей 15 лет, она токарь 3 разряда, в блокадном Ленинграде работала на заводе наравне со взрослыми, изготавливала детали для орудий (слайд 8)».
Воспитатель: «Ребята, у вас уже, наверное, устали глаза, смотреть презентацию. Предлагаю вам отдохнуть и сделать гимнастику для глаз. (дети и педагог выполняют гимнастику для глаз) (слайд 9)».
Воспитатель: Самым страшным в блокадном Ленинграде было отсутствие еды. Запасы продовольствия быстро кончались. Так как город был со всех сторон окружён фашистами, завести продовольствие в город не было возможности. Для того чтобы хоть как-то распределить запасы еды на более длительный срок, продукты питания выдавали по карточкам в очень малых количествах (слайд 10)».
Воспитатель: Скоро почти все продукты закончились, людям стали выдавать по карточкам 125 грамм хлеба в день. Люди голодали, погибали, но не сдавались врагу. Ребята вы знаете, сколько это 125 грамм хлеба (ответы детей). Я, подготовила вам кусочек хлеба – 125 грамм, хочу вам его показать, чтобы вы знали сколько за сутки люди съедали (слайд 11)».
Воспитатель: 27 января 1944 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Измождённые жители города выходили встречать своих освободителей со слезами на глазах (слайд 12)».
Воспитатель: Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Сейчас город Ленинград называется по-другому, вы его знаете, как Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге есть много памятников, связанных с теми далёкими, скорбными событиями. Люди приходят к этим памятникам возложить цветы и отдать дань уважения всем тем, кто погиб, но не был сломлен врагом. Ребята, кто был в городе Санкт-Петербург? Родители показывали вам памятники, посвящённые Великой Отечественной Войне? (ответы детей). (слайд 13)».
Воспитатель: Самым большим мемориальным комплексом посвящённый блокаде Ленинграда, является Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге.
Ребята мы с вами должны помнить героев погибших при защите нашего с вами Отечества. Мы потомки героев (слайд 14).
Рефлексия
Воспитатель: как раньше назывался город Санкт-Петербург? Что произвело на вас впечатление в моём рассказе? (ответы детей). Что нового и интересного было для вас? (ответы детей). Вы хотели бы рассказать эту историю кому ни будь? (ответы детей). Если вы будите в г. Санкт-Петербург, хотели бы вы увидеть памятники, посвящённые Блокаде Ленинграда? (ответы детей).
Заключение
После проведения непосредственной образовательной деятельности «Город – герой Ленинград», педагог предлагает воспитанникам изготовить белых журавлей, как символ памяти о всех тех людях которые погибли в годы Великой Отечественной Войны. Дети с педагогом подготавливают фон для коллективной работы «Журавли нашей памяти», изготавливают журавлей под музыкальную композицию Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Готовая коллективная работа выставляется для просмотра родителями. Третьем этапом методической разработки стало проведение экскурсии-возложение цветов к памятнику воинов Великой Отечественной Войны. Все мероприятия (НОД, коллективная работа, экскурсия-возложение) были проведены в течении четырёх дней. Родители положительно оценили проведение данных мероприятий, оказывали посильную помощь при возникших трудностях. По итогам мероприятия из имеющихся фотографий был смонтирован небольшой видеоролик.
Возникшие трудности:
- дети не справились с изготовлением журавлей в технике оригами.
Пути решения возникших трудностей:
- упростили задачу по изготовлению журавля – вырезание журавля по шаблону, с добавлением графических элементов.
Список литературы
1. Воспитательная программа для детей старшего дошкольного возраста.
2. «Дни воинской славы патриотическое воспитание дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. Б. Зацепина. Мозаика Синтез; Москва; 2010.
3. «Мы живём в России» старшая группа Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова – «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112с.
Интернет-источники:
- фотографии взяты из открытых источников в сети интернет;
- https:news2.ru/story/215643/
- https://infourok.ru/