Назарова Дарья Сергеевна
Комплекс кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
1. По коррекции нарушений звукопроизношения
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др. ; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой, в результате чего ребё нок усваивает то или иное произносительное умение:
Темочки:
“Свеча”
“Дышим носом”
“Ныряльщик”
“Горизонтальная восьмерка”
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Используем кинезиологические упражнения :
“Перекрестное марширование”
“Робот”
“Маршировка”
“Колечко”
“Кулак – ребро — ладонь”
“Ухо – нос”
Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
• подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
• формировать правильное речевое дыхание;
• автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
2. По коррекции нарушений фонематического слуха
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:
• формирование навыков дифференциации звуков;
• формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями. Данное упражнение можно применять, решая задачи:
• дифференциация гласных и согласных звуков;
• дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
• дифференциация твёрдых и мягких слогов;
• дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т. д).
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
1. По коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:
• обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
• формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
• развитие связной речи.
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т. п.
Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения :
“Колечко”
“Кулак – ребро — ладонь”
“Лезгинка”
“Ухо – нос”
”Змейка”
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.