Ирина Богачева
Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов для развития внимания, мышления и памяти дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания
1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное»
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.
1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» печка, стул, пирог,
машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок,
береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, лилия, куст, пальма.
Публикация «Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов для развития внимания, мышления и памяти дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.
2. «Найди отличия».
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными
изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие (живое, не живое, съедобное или нет и т. д)
3. «Что неправильно?»
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать, что
неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.
Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.
У собаки сиреневый хвост.
Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.
Все дети любят конфеты.
Завтра Новый год.
В саду сегодня выпал снег.
Все дети любят свою маму.
Снег сиреневый.
Мама не любит мороженное.
Земля плоская.
Весной не цветут цветы.
В гостях у простоквашки. (простоквашино)
Жили у бабуси два веселых кролика.
Папа может все что угодно.
Кошка размером с человека.
Солнышко на земле, а море на небе.
4. «Что задумал художник?»
Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.
5. «Что не дорисовано?»
Психолог раздает каждому ребенку рисунок, на котором не хватает какого то
элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы.
6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5
треугольники»
7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»
Психолог раздает каждому ребенку квадраты, разделенные на четыре
каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.
8.«Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием
стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных.
9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается)
Детям дают картинки с черно-белыми
изображениями овощей и фруктов и предлагают
раскрасить только фрукт соответствующим цветом
10.«Копирование образца»
Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4
элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно.
11.«Найди такой же предмет»
На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т. д. детям предлагается найти пару.
12.«Рисую палочки»
Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т. д.
13.«Расставь значки»
Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти.
Развитие мышления
1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»
использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.
2. «Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками
3. «Найди отличия»
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов.
Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем
отличие. (живое, не живое, съедобное или нет и т. д).
4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т.
д.»
4.1 «Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный
инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)
5.«Говори наоборот» мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос-солок, дом-мод и т. д.
6.«Бывает – не бывает»
Лягушка зеленого цвета.
Попугай без крыльев.
Тетрадь без листов.
Кружка без ручки.
Снег летом.
Желтые цветы в зимнем лесу и т. д.
7. Загадывание загадок.
Два соседа непоседы День - на
работе Ночь на отдыхе (Глаза)
***
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
***
Согнут калачом,
Укусить нельзя
И пройти нельзя (замок)
***
Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса)
***
Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)
***
Что дороже денег? (здоровье)
***
Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч)
***
Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)
Развитие памяти
1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов). Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек) и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом, когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее.
2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет
предыдущее слово и называет своё и т д.).
3.«Смотри и делай»
1. Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по
памяти назвать, что видели.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.
5. Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.
4.«Пиктограмма» (запоминание слов). Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово.
Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.
Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.
5.«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами. Чтение сказки "Мальчик ябеда" В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.
Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или
толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.
Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.
Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?
6. «10 слов» ( запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.