Ольга Поверинова
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание: Ребенок слегка приоткрывает рот и широким краем языка облизывает нижнюю губу, языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной;
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
2. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Описание: Ребенок улыбается, приоткрывает рот. Далее необходимо приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрываем и открываем рот. Губы находятся в положении улыбки!
Методические указания:
- Следите, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот;
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5;
- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
3. «Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, что бы ватка полетела вверх.
Методические указания:
- Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижной;
- Боковые края язычка должны быть прижаты к верхней губе;
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
4. «Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания:
- Если у ребенка «Чашечка» не получается, необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму;
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
5. «Приклей конфетку»
Цель: Учить удерживать язык вверху.
Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски. Ребенок "приклеивает" конфетку к небу за верхними резцами.