Татьяна Голотвина
Компилятивная индивидуальная программа коррекции и развития познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей.
Возрастной период от пяти до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
Публикация «Компилятивная индивидуальная программа коррекции и развития познавательных процессов» размещена в разделах
Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.
Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Сама же деятельность детей носит творческий характер.
ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ
- обеспечить психологическую готовность детей к школьному обучению;
- способствовать совершенствованию познавательных процессов : памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, графических навыков письма.
- сформировать у ребенка навыки в общении, повысить самооценку, закладывать основы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Ведущим специалистом является педагог- психолог.
Программа предполагает работу с дошкольниками 5-7 лет.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
В качестве методологических основ программы выступили общеметодологические принципы науки, такие как принцип деятельного подхода, принцип гуманистического подхода.
Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающей работе (теории А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощнейший развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка. Еще одним условием является заинтересованное включение ребенка в социально организованную, творческую деятельность, что также обеспечено в коррекционно-развивающей программе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие психических процессов.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Совершенствование психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи, творческих способностей).
2. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
3. Развитие у детей навыков общения.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:
помещение должно быть светлым, проветриваемым;
помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;
помещение должно быть эстетически оформлено.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
задания на зрительное восприятие;
упражнения для совершенствования графических навыков письма;
психодиагностические методики;
творческие задания;
логические задания;
загадки.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Подготовительный этап (5 мин.)
2. Основной этап (20 мин.)
3. Заключительный этап (5 мин.)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень.
С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма. А также формируются навыки в общении, повышается самооценка.
Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
обследование детей психологом: изучение познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
уровень интеллектуальных способностей ребенка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа поможет решить следующие проблемы:
повысить интеллектуальный потенциал детей, раскрыть творческие возможности;
обеспечить психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1
ЦЕЛЬ:
Развитие :
произвольного внимания;
памяти;
зрительного восприятия;
графических навыков письма;
логического мышления.
Оборудование: карточки с заданиями: «Обведи контур», «Продолжи узор»,загадка.
1. Упражнение «Обведи контур»
Задача: Развитие произвольного внимания
Описание: С помощью карандаша или ручки как можно точнее воспроизведи на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми.
2. Творческое задание «Нарисуй геометрические фигуры» Развитие слухового внимания, памяти. Нарисуй круг, квадрат, треугольник. Раскрась их.
3. Упражнение «Продолжи узор» Развитие графических навыков письма. Продолжи до конца строки.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие творчества, мышления, воображения.
Загадка
Круглая, да не лук,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
(Репа)
ЗАНЯТИЕ № 2
ЦЕЛЬ:
Развитие :
произвольного и слухового внимания;
памяти;
мышления;
графических навыков письма;
воображения.
Оборудование: карточки с заданиями «Продолжи узор», Игрушка Мышка, загадка.
1. Упражнение «Продолжи узор»
Развитие произвольного внимания Продолжи до конца строки.
2.«Нарисуй и зачеркни»
Развитие внимания, наблюдательности. Развитие произвольного слухового внимания. Нарисовать три треугольника, один круг, два овала и зачеркнуть четвертую фигуру
3.«Помогите мышке нарисовать предметы квадратной формы.
Закрепление геометрических фигур. Развитие внимания, мышления, воображения. Нарисуй четыре квадрата. Дорисуй необходимые детали так, чтобы получились предметы. Дополнительные вопросы: На что похож квадрат? Какой предмет напоминает?
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие воображения, внимания, мышления.
Загадка.
Стоит Антошка
На одной ножке,
Его ищут,
А он не откликается.
(Гриб)
ЗАНЯТИЕ № 3
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
памяти;
внимания;
воображения;
слухового восприятия.
Оборудование: карточки с заданиями «Вычеркни лишнюю фигуру», «Скопируй точки», загадка.
1. Упражнение «Вычеркни лишнюю фигуру»
Развитие внимания, логического мышления Вычеркни лишнюю фигуру.
2. Дорисуй детали.
Развитие воображения, внимания, творческого мышления.
Преврати геометрические фигуры в какие-нибудь предметы. Дорисуй необходимые детали. Используй цветные карандаши, фломастеры, краски.
3. Упражнение «Скопируй точки».
Развивать произвольное внимание. Заполни пустую таблицу точками в соответствии с образцом.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие воображения, внимания, мышления.
Загадка:
Сидит дед
В шубы одет,
Кто его раздевает,
Тот и слёзы проливает.
(Лук)
ЗАНЯТИЕ № 4
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
памяти;
слухового и произвольного внимания;
воображения;
графических навыков письма.
Сенсорное восприятие.
Оборудование: карточки с заданиями «Соедини точки и скопируй узор», Классификация геометрических фигур», загадка.
1. Упражнение «Нарисуй и зачеркни».
Развитие слухового внимания, логического мышления. Нарисуй два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркни третью фигуру.
2. Упражнение «Соедини точки и скопируй узор»»
Совершенствование графомоторных навыков. Соедини точки и скопируй узор.
3. Упражнение «Классификация геометрических фигур»
Развитие устойчивого внимания, активизация мыслительных процессов. Закрась одинаковые фигуры одинаковым цветом.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие воображения, творческого мышления, внимания.
Загадка:
Бьют его,
А он не плачет,
Только выше,
Выше скачет.
(Мяч)
ЗАНЯТИЕ № 5
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
зрительного восприятия;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Развиваем логику», «Учимся копировать», «Дорисуй шарики», загадка.
1. Упражнение «Развиваем логику».
Развитие логического мышления, зрительного восприятия.
Расставь знаки так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.
2. Упражнение «Учимся копировать»
Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания. Внимательно рассмотри рисунок. Затем постарайся нарисовать такую же фигуру.
3. Упражнение «Дорисуй шарики»
Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать графомоторные навыки. Дорисуй картинку с шариками так, чтобы их получилось 6. Раскрась её.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие воображения, творчества.
Загадка:
На небе живет, светит в оконце –
Садится и встаёт.
Что это такое?
(Солнце)
ЗАНЯТИЕ № 6
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
внимания;
памяти;
зрительного восприятия;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Дорисуй круг»,»Лабиринт», «Укрась салфетку», загадка.
1. Упражнение «Дорисуй круг».
Развитие творческого воображения, мышления, внимания.
Дорисуй круг. Добавь необходимые детали, так, чтобы получились предметы. Используй цветные карандаши, фломастеры или краски.
2. Упражнение «Лабиринт».
Развитие графомоторных навыков, зрительного восприятия.
Проведи аккуратную линию по лабиринту. Повтори рисунок.
3. Упражнение «Укрась салфетку»
Развитие внимания, закрепление цвета, развитие творчества. Нарисуй на салфетке разноцветные квадратики.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания.
Загадка:
Красный нос
В землю врос.
А зеленый хвост –
Снаружи.
Нам зеленый хвост
Не нужен.
Нужен только
Красный нос.
(Морковь)
ЗАНЯТИЕ № 7
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
зрительного восприятия;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Нарисуй так же», сенсорная таблица, загадка.
1. Упражнение «Нарисуй так же»
Развитие зрительного восприятия
В пустых квадратах нарисуй точно такие же предметы.
2. Упражнение «Помоги мышке нарисовать предметы круглой формы» Развитие воображения, памяти.
Нарисуй четыре круга. Дорисуй необходимые детали так, чтобы получились предметы. Дополнительные вопросы: На что похож круг? Какой предмет напоминает?
3. Игра «Найди фигуру по адресу: второй ряд, третий столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.
Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.
Загадка:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
ЗАНЯТИЕ № 8
ЦЕЛЬ:
Развитие :
активизация мыслительных процессов;
творческого мышления;
зрительного восприятия;
графических навыков письма;
укрепление памяти;
ориентировка на листе бумаги.
Оборудование: карточки с заданиями «Штриховка», сенсорная таблица, загадка.
1. Упражнение «Штриховка».
Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, сенсомоторной координации.
Заштрихуй домики, как показано.
2. Игра «Найди фигуру по адресу: пятый ряд, четвертый столбец».
Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.
Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).
3. Отгадай и нарисуй.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.
Загадка:
Красивое коромысло
Над лесом повисло.
(радуга)
ЗАНЯТИЕ № 9
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
внимания;
зрительного восприятия;
графических навыков письма;
ориентировка на листе бумаги.
Оборудование: карточки с заданиями «Одинаковые фигуры», «Раскрась предметы».
1. Упражнение «Одинаковые фигуры»
Развитие внимания, наблюдательности, зрительного восприятия, логического мышления.
Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.
2. Упражнение «Закончи предложение»
Развитие связной речи, логического и образного мышления, внимания.
Послушай и закончи предложение.
3. Упражнение «Раскрась предметы».
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания. Раскрась предметы. Назови первый звук в каждом слове.
4. Упражнение. Рисуем предметы по форме.
Развитие внимания, памяти, воображения. Нарисуй, какие предметы похожи на треугольник.
ЗАНЯТИЕ № 10
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
зрительного восприятия;
произвольного внимания;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Продолжи узор», «Какие фигуры нарисовал художник», «Светофор»,сенсорная таблица.
1. Упражнение «Продолжи узор».
Развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, графических навыков письма.
Продолжи узор до конца строки.
2. Игра «Найди фигуру по адресу: первый ряд, шестой столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.
Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).
3. Упражнение «Угадай, что изображено на этом рисунке»?
Развитие внимания, зрительного восприятия, графомоторных навыков. Раскрась сначала прямоугольники желтым цветом, затем оставшиеся четырехугольники – зеленым, а треугольники – синим. Скажи, что изображено на этом рисунке.
4. Упражнение «Светофор»
Развитие внимания, сенсорного и зрительного восприятия, памяти. Раскрась треугольники в цвета светофора.
ЗАНЯТИЕ № 11
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
зрительного восприятия;
произвольного внимания;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Нарисуй так же», «Штриховка», методика Н. Гуткиной «Домик», загадка.
1. Упражнение «Расставь значки»
Развитие зрительного восприятия, внимания.
Расставь по образцу значки в геометрических фигурах.
2. Упражнение «Дорисуй предметы»
Развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации. Дорисуй рыбкам хвостики, бабочкам - усики, а улиткам - раковины.
3. Упражнение «Штриховка».
Развитие сенсомоторной координации, зрительного восприятия, внимания.
Заштрихуй левую половинку треугольника с наклоном вправо, а правую – с наклоном влево.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.
Загадка:
Идут, идут,
А все тут, да тут.
(часы)
ЗАНЯТИЕ № 12
ЦЕЛЬ:
Развитие :
логического мышления;
воображения;
зрительного восприятия;
произвольного внимания;
графических навыков письма.
Оборудование: карточки с заданиями «Штриховка», «Закрась правильно», сенсорная таблица, загадка.
1. Упражнение «Кто что любит»?
Развитие памяти, внимания, логического мышления.
Ответь на вопрос: Какие продукты выберут эти животные?
2. Игра «Найди фигуру по адресу: седьмой ряд, третий столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.
Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).
3. Упражнение «Штриховка»
Развитие внимания, зрительного восприятия, графомоторных навыков.
Выполни штриховку фигур в направлении, показанном стрелками.
4. Отгадай и нарисуй.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.
Загадка:
Три вершины,
Три угла,
Три стороны. Вот и я.
(треугольник)
5. Упражнение «Найди отличия»
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Найди отличия у двух картинок. Раскрась картинки.
Педагог-психолог Голотвина Татьяна Владимировна