Елена Иншакова
Компетентные родители (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Иншакова Елена Геннадьевна
воспитатель МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»
городской округ Королёв
Московская область,Россия
КОМПЕТЕНТНЫЕ РОДИТЕЛИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация: автором представлен опыт работы по формированию родительской компетентности в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: родители, дети дошкольного возраста, родительская компетентность, формы работы с родителями.
Публикация «Компетентные родители (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья и детский сад – зачастую здесь не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом отрицательно отражается на ребенке. Большинство родителей считают, что детские сады существуют только для того, чтобы воспитатели присматривали за детьми пока они на работе, и интересуются, как ребенок ел и спал, а вопросы воспитания, сотрудничества и сотворчества остаются на втором плане. Проблема в том, что одни семьи не понимают, как воспитывать ребенка, а другие просто не хотят. Поэтому помощь педагогов дошкольного учреждения необходима для родителей.
Воспитатель должен найти индивидуальный подход взаимодействия с каждой семьей, должен понять как разнообразными способами, преодолевая трудности в общении с родителями, достучаться до пап и мам и создать благоприятную среду в сотрудничестве с ДОУ, ведь это необходимо для развития их собственных детей. Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Мы стараемся правильно организовывать и планировать намеченные цели по работе с родителями, учитывая их загруженность в нашем современном мире. Поэтому ставим следующие задачи:
создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнёрских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
сохранение традиций народной педагогики;
оказание помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.
Очень важно, чтобы педагог и родители стали партнерами в воспитании детей, общаясь с детьми, мы должны научить их думать и размышлять, только тогда мы получим успешный результат.
Для того, чтобы лучше изучить семью, выяснить образовательные потребности родителей, установить контакт с членами семьи и для согласования дальнейшего сотрудничества проводится анкетирование «Сотрудничество ДОУ и семьи» и мониторинг собранных данных, в результате которого можно видеть картину семейного воспитания ребенка. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и выработать тактику общения с каждым родителем.
Для познания родителями своего ребенка и себя как родителя, мы предлагали написать мини-сочинения на тему «Мой ребенок», «Какой я родитель?» Это побуждает родителей задуматься над поставленным вопросом, формирует умения самокритично оценивать свою воспитательскую деятельность.
Итогом такой работы становится :
1) составленные родителями «портрета» своего ребенка (что он может, какие проблемы испытывает)
2) составление «портрета» себя как родителя (что знаю, умею, могу, делаю правильно; чего не знаю, не могу, делаю неправильно).
В целях познания образовательной деятельности проводится два раза в месяц индивидуальная работа с родителями и воспитанниками на разнообразные темы, где ребенок вместе с родителями ищет ответ на поставленную задачу, а затем может поделиться своими знаниями с другими детьми в беседах, играх, викторинах. Также можно подготовить экскурсию и провести ее вместе с родителями.
Традиционная форма в практике работы с семьей "Родительский дневник» – ящик вопросов и ответов, предназначение которого заключается в возможности задавать родителям любые интересующие вопросы письменно не только воспитателю, а также логопеду, педагогу – психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, медицинской сестре, администрации, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
Для удовлетворения образовательных запросов родителей используются разнообразные формы работы : групповые мероприятия - родительский клуб «Веселая семейка», «Дни добрых дел», различные конкурсы «Семья года», «Ребенок и улица», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Хочу все знать!» и др., выставки детских работ и фотовыставки «Моя бабушка лучше всех», «Наша жизнь день за днем», папки-передвижки «Неболейка», «Внимание – огонь!», тематические стенды, приуроченные к праздникам и историческим датам, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий, вернисажах, выпуск журналов и газеты «Почемучки»; оформление фотостенда «Наши будни и праздники», посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Можно предложить и родителям представить свой положительный опыт, например: оформить стенд с изображением большого цветка «Цветок мудрости». В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка с кармашками пустые. Родители делятся советами, записывают афоризмы и пожелания по выбранной теме. Темы могут быть разными, например:
- «Детские капризы, я знаю, как их преодолеть»;
- «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым» и т. п.
На информационном стенде оформить рекомендации по конфиденциальным вопросам, а также кармашек «Вопрос – ответ», где родители могут задавать вопросы анонимно.
А также:
- «Счастливая семья - это… «
- «Хороший воспитатель - это… «
- «Успешный ребенок - это…»
- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что…» и др.
Родители анонимно дописывают предложение. Подобные недописанные тезисы и наиболее интересные советы могут быть рассмотрены как темы будущих родительских собраний, дискуссий.
Интересно использование рубрик: «Чем и как занять ребенка дома», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Итогом такой работы становятся четко оформившиеся образовательные запросы: что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, и, конечно же, повышается рост психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, развитие их творческой инициативы. Опыт работы показал : позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
За стремление проявлять активность в жизни детского сада мы благодарим родителей, отмечая их успехи грамотами и благодарностями на праздниках. Дети в такие моменты испытывают чувство гордости за пап и мам. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, но в своей памяти дети навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М. : Роспедагенство, 1994.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТ: Астрель, 2007.
4. Данилина Т. А. Авт. -сост. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003.
5. Дробинская А. О. Скоро в школу. Что нужно знать родителям. – М. : Школьная пресса, 2005.
6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986.
7. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада/ Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. – М. : Просвещение, 2003.