Ирина Веревкина
Различия полового и гендерного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Что такое ПОЛ
ПОЛ - совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение, по которым различаются мужские и женские особи, а также один из двух разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок, различающихся по этим признакам.
Слово «половина» непосредственно связано с двойственностью, поэтому отклонения в половой сфере иногда именуются «третий пол». Уже у Платона мужчины и женщины представляют собой половины ранее единых двуполых существ — андрогинов, которые пытаются найти свои половины после разделения.
Публикация «Различия полового и гендерного воспитания» размещена в разделах
В современном русском языке существует категория рода: мужской, женский и средний. Примеры одушевленных существительных среднего рода:
• Членистоногое
• Млекопитающее
• Дитя
Слайд 3. Что такое половое воспитание
Наши бабушки и дедушки не задумывались о том, кем является их ребенок – они обращали внимание исключительно на половые признаки. Если по половым признакам рождался мальчик – его воспитывали, как мужчину. Девочке прививали женские манеры и вкусы.
Многими учеными зафиксированы различия в работе мозга мальчиков и девочек. Органы чувств младенца уже настроены определенным образом, их мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Эти различия обусловлены физиологией, которую обязательно должны учитывать педагоги и родители, воспитывая и обучая детей. Нейропсихологи в своих исследованиях отмечают, что весь процесс воспитания и обучения направлен на развитие самого главного органа психики – мозга и всех его многочисленных функций, регулирующих поведение ребенка.
Слайд 4. Что такое гендер
Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель социального поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины.
Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество. Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.
Однако физический пол ребенка имеет отличие от его гендерной идентичности.
Стоит отметить, что понятие «гендер», будучи относительно новым, имеет в современной научной литературе как минимум два основных варианта трактовки. В первом случае «гендер» понимается как социальный пол в отличие от биологического, тогда как во втором случае «гендер» рассматривается как комплексная социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Слайд 5. Что такое гендерное поведение
В большинстве случаев с точки зрения хронологии развития мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.
Так, девочки могут приобретать сложные вербальные умения почти на год раньше мальчиков, девочки получают больше сенсорной информации, у них лучше слух и обоняние, они получают больше информации через кончики пальцев и кожу.
У мужчин лучше развито правое полушарие, что ведет к лучшему пространственному восприятию, например, при проведении измерений, инженерном проектировании, топографии и чтении карт. Женский мозг использует свои ресурсы быстрее и чаще, задействует больше клеток, лучше функционируют память и чувственное восприятие,
мужской мозг имеет больше преимуществ при решении задач с пространственными взаимосвязями.
В то же время, меньшая внешняя эмоциональность мальчиков делает их более уязвимыми, эмоционально неустойчивыми, более подверженными стрессовым ситуациям из-за неумения перерабатывать свои чувства. Они чаще становятся агрессивными и// или замкнутыми в себе.
Сильная сторона мужчин – способность к новому, нестандартному решению, к новаторству.
Исторически доказано, что сначала профессию осваивали мужчины, а доводили умения до совершенства – женщины.
Слайд 6. Что такое гендерное воспитание
Остается открытым вопрос о правильной, методически верной организации педагогического процесса ДОУ и школы на основе знаний и понимания полоролевых отличий. К сожалению, часто переосмысление и перестройка отношения педагогов к данному вопросу заканчивается лишь формальной заменой слова «пол» на «гендер», нет единого подхода к решению этой проблемы, четкого планирования систематичной работы с детьми. Прежде всего, это происходит из-за недостатка знаний педагогов о гендерных особенностях и различиях дошкольников.
Следующей, очень важной проблемой дошкольного образования является феминизация, отсутствие педагогов мужчин, особенно это важно для ролевого подражания мальчикам без отцов. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек, лишь в средней и старшей школе появляются учителя – мужчины. При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Слайд 7 секс // гендер
Мало кто помнит, что прямое значение слова секс – отнюдь не акт, как сложилось в современном русском понимании этого слова. Прямое значение многозначного слова секс в переводе с английского – пол, т. е. мужской или женский. Четкое разграничение этих двух терминов произошло в 1968 году с выходом книги американского профессора психиатрии Роберта Столлера, которая называлась «Sex and Gender» (от англ. «Пол и гендер»). В своей работе автор дает определения этим понятиям и призывает точно разделять половые признаки человека или его биологические характеристики (то, что мы называем полом) с социально организованными (т. е. гендером).
Трактовка термина в разных сферах
Фактически термин «гендер» начал фигурировать в западной науке только в 1970-х гг., а в отечественной и вовсе в 1990-е. В большинстве словарей он приравнивается к понятию «социальный пол», однако в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание уже считается устаревшим. +
На сегодняшний день существует множество трактовок этого термина, наиболее распространенные среди которых мы рассмотрим далее:
1. Классическая трактовка. Согласно ей, как мы уже говорили ранее, понятие основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности человека.
2. Модернистская. Строго разделяет понятия «пол» и «гендер». Здесь гендер — так называемый субъективный образ, содержание которого определяется социокультурными факторами, влияющими на то, как будет развиваться человек в личностном плане.
3. Постмодернистская. Пол и гендер — два принципиально разных подхода к социальному конструированию сексуальности в межличностном общении.
Если классическая трактовка в свое время подразумевала, что гендер является одной из разновидностей более широкого термина «пол», то сейчас ученые придерживаются противоположного мнения.
Слайд 8 основные понятия
Гендерную идентичность определяют маскулинность и феминность – это представления о нормах поведения мужчины и женщины.
Что такое маскулинность:
Маскулинность в психологии – это набор телесных, поведенческих, психических признаков, которые отличают мужчину от женщины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): короткая стрижка, брюки, высокий рост, низкий голос, сила, агрессивность, рассудительность. Культивирование силы, блокировка эмоций – основа воспитания мужчины в большинстве обществ.
Что такое феминность? Это набор телесных, психических, поведенческих признаков, которые отличают женщину от мужчины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): платье, длинные волосы, тонкий голос, эмоциональность, нежность.
Современный образ женщины дополняется такими характеристиками как активность, ум, предприимчивость. Впервые об этом заговорили в 1930–1970 годы. Западные психологи провели ряд тестов и выяснили, что многие женщины наделены классическими чертами феминности и такими особенностями маскулинности как упорство, целеустремленность, конкурентоспособность. В ходе дальнейших исследований психологи выяснили, что мужчины и женщины имеют гораздо больше общего, с психологической точки зрения. Различия не превышают 5 % того, о чем говорили изначально.
Что такое андрогинность
Андрогинность – это принадлежность человека к мужскому и женскому гендеру одновременно. В нем в одинаковой степени развито мужское и женское начало, он сам управляет ролями, решает, где применить мужские качества, а где женские. Например, женщина может быть строгим начальником на работе и нежным партнером в постели. А сильный, решительный, работящий мужчина может с удовольствием заниматься воспитанием детей, играть с ними. Спортивная женщина с аналитическим мышлением, техническим складом ума может быть очень нежной, грациозной, покладистой, когда это нужно.
Андрогинность отрицает идею полярности маскулинности-феминности, рассматривает их как единое целое. Андрогинность тесно связана с психологической гибкостью. Современные психологи уверены: андрогины – совершенные, гармоничные люди. Андрогины обладают большей психологической устойчивостью, быстрее адаптируются, достигают больших успехов в жизни, на работе, в семье. Выраженность, преобладание маскулинности или феминности свидетельствует о дисбалансе личности, низкие показатели в обеих категориях – о незрелости личности.
Андрогинность не означает «бесполость», не связана с трансгендерами, гомосексуалистами, лесбиянками. Речь идет о психологической андрогинности, полноценности личности, наличии мужских и женских качеств в одном человеке. Если задуматься, то большинство людей являются андрогинами. Мы сами решаем, где быть агрессивными, сильными, настойчивыми, а где проявить мягкость; где рассуждать строго рационально, а где дать волю чувствам и т. д.
Слайд 9. Опасности современности
Он, она, отец и мать — этим словам в Конгрессе 117-го созыва будут не рады, если новые нормы для Палаты представителей окажутся одобрены.
В резолюции Палаты представителей указано, какие конкретно термины и местоимения употреблять больше не следует. Морской термин «seamen» (моряки) будет заменен гендерно-нейтральным «seafarers», не имеющем в своем составе «men» (мужчины). Аналогичная ситуация со словом «chairman» (председатель, в новой директиве его заменят на «chair».
«В пункте 8 (с(3) правила XXIII следует убрать „отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дядя, тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра, племянник, племянница, муж, жена, тесть, свекор, теща, свекровь, зять, сноха, шурин, золовка, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, сводный брат, сводная сестра, единокровный брат, единокровная сестра, внук и внучка" и заменить их на „родитель, ребенок, сиблинг родителя, двоюродный сиблинг, ребенок сиблинга, супруг, родители супруга, ребенок супруга, сиблинг супруга, приемный родитель, приемный ребенок, сводный сиблинг, единокровный сиблинг, ребенок детей"», — говорится в резолюции.
Хочешь победить врага — воспитай его детей.
(восточная мудрость,
некоторые источники приписывают ее иезуиту Игнатию Лойоле)