Лариса Юдина
Комбинированное занятие «Зимующие птицы» для детей подготовительной к школе группы ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
Комбинированное занятие для детей подготовительной к школе группы (ФЦКМ) Тема «Зимующие птицы»
Цель: формирование представлений детей о зимующих и кочующих птицах.
Задачи:
Публикация «Комбинированное занятие „Зимующие птицы“ для детей подготовительной к школе группы ФЦКМ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: уточнить, обобщить и расширить представления детей о зимующих и кочующих птицах, их образе жизни; Формировать интерес к жизни птиц;
Развивающие: формировать умение отгадывать загадки; формировать связную речь, расширять словарный запас детей понятиями : зимующие птицы, кочующие птицы, названиями птиц.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание оказать помощь, любознательность.
Ход занятия
Воспитатель: Вот и наступила долгожданная зима. Многие животные и птицы по своему переживают это время года.
Воспитатель: С наступлением зимы многие птицы покидают родные края. Они улетают в теплые страны. Эти птицы называются перелетными.
Однако, немало птиц остается зимовать вместе с нами… Это птицы зимующие.
Каких птиц называют зимующими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Либо белый, либо сизый,
Либо пёстрый, в детстве — лысый,
Любит сесть он где повыше —
Например, под самой крышей.
Там сидит, воркует он
— Быстрокрылый почтальон. (Голубь)
Воспитатель: Голуби, пожалуй, самые распространенные городские птицы. Они мирно соседствуют с человеком. Часто можно видеть, как люди кормят голубей с ладони. В далекие времена люди приучили этих птиц доставлять почту. К лапке привязывали письмо, свернутое трубочкой и отпускали птицу. Голуби всегда возвращались домой к своему хозяину. В настоящее время известно большое число видов голубей. Те, которые обитают в городе, называют «сизарями», за красивое сизое оперение.
Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения и ягоды. Питаются тем, что найдут.
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
Воспитатель: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Эта птица хорошо себя чувствует, живя рядом с человеком. Ворона – птица всеядная. Именно поэтому можно встретить ее на свалке и у мусорных контейнеров. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Вороны очень умны. Могут выручить друг друга из беды.
Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)
Воспитатель: Воробьи являются самыми известными птицами, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Этих птиц легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Воробьи очень драчливые и не могут сидеть на месте. Любое событие сопровождают переполохом, шумными звуками и чириканьем.
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка.
(Дятел) Воспитатель: Дятел – лесная птица. Поэтому его можно увидеть и услышать только в лесу. Дятел очень умная птица. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из коры. Дятел вытаскивает насекомых, приносящих вред дереву. Не зря его называю «доктором леса».
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…
Воспитатель: Сороки известны своим любопытством и любовью к блестящим предметам. Все, что находят тащат в свое гнездо. Они очень нужные и полезные птицы. Спасают деревья от жуков и личинок.
Воспитатель: А есть птицы – гости. Их еще называют кочующими. Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого Севера. В их родных краях зимой очень сильные морозы. Птицам кажется, что у нас тепло. И корм есть.
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?.
(Синичка)
Воспитатель: Отличительной чертой этой птички является яркое желтое оперение грудки. Зимой любят лакомиться несоленым салом и семечками. Птица очень подвижная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте.
Слайд 10.
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе. Ай!
Разлетелся урожай!
(Снегири)
Воспитатель: С наступлением первых заморозков прилетают снегири. Грудка у снегирей ярко красного цвета. Снегири совершенно не боятся холода. Даже в самые суровые зимы эти птицы бодры и активны. Снегири – дружные и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат на помощь.
Воспитатель: Как птицы переживают зимние холода?
Птицы к зиме меняют оперение на более теплое и густое. Между перышками у птиц – воздух. Он не пропускает к телу птиц холод и задерживает тепло. Поэтому в сильные морозы птицы предпочитают меньше двигаться, сидят нахохлившись, плотно прижавшись друг к другу. В такие минуты они похожи на пушистые шарики. Часто можно наблюдать, как птички стоят на одной лапке. Таким способом они греются.
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щелях домов и заборов, отыскивают плоды и семена растений, шишки. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к домам людей за помощью. И мы может помочь птицам.
Воспитатель: Как птицы питаются зимой?
Зима – тяжелое время для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Для того, чтобы им согреться, нужно много есть.
Зимой птицы питаются ягодами рябины, семечками, хлебными крошками.
Воспитатель: В морозы птицы с радостью полакомятся кормом, который люди оставляют в кормушках. Это поможет пережить им сильные холода.
Воспитатель: Мы с вами можем помочь птицам. Предлагаю сделать макеты кормушек. А сами кормушки вы изготовите с родителями по своим макетам – образцам.
Работать мы будем с необычным материалом: палочками и пластилином. С помощью этих материалов можно изготовить объемную модель кормушки, т. е. объемную модель.
Нам понадобятся:
Перед началом работы выполним пальчиковую гимнастику.
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику).
Всем хватило зёрнышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки).
Приступаем к работе.
Скатываем шарик из пластилина и скрепляем между собой палочки.
Составляем объемную модель.
«Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!»
Подведем итоги: как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие).
Каких зимующих птиц вы знаете? (Голубь, воробей, дятел, сорока, ворона).
Как называются птицы, которые прилетают к нам из северных лесов перезимовать? (Кочующие)
Каких кочующих птиц вы знаете?
Как мы можем помочь птицам пережить зимние холода? (Подкармливать и делать кормушки).