Ирина Сергеевна Сергеева
Консультация для воспитателей «Колыбельная — дошкольникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Предложить педагогам варианты классических и народных произведений жанра, их использование в других образовательных областях и режимных моментах. Подчеркнуть необходимость использования данной музыки для развития у воспитанников хорошего музыкального вкуса и приобщения их к фольклорным шедеврам.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определённый круг образов, интонаций принятых народом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Колыбельная — дошкольникам“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Колыбельная песня-жанр музыки, позволяющий воспитаннику понять и почувствовать красоту музыки. Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, воспитанник получает представление о жанре народных колыбельных, их разновидностях, на примерах вокальных и инструментальных колыбельных знакомиться с
музыкой композиторов – классиков и современных композиторов.
Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, но успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные тёплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у воспитанника формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии. Первые музыкальные впечатления человека.
Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, воспитанник начинает различать определённые слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных птицах. В некоторых колыбельных содержаться элементы нравоучений. Они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на воспитанника оказывает сама материнская любовь, составляющая стихию колыбельных.
Название «колыбельная песня» произошло от слова «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребёнка уснуть.
Люди заметили, что в пути под ритмичное движение, ребёнок засыпает быстрее. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они могли раскачаться. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось иногда призвуками – поскрипывание шеста, очага, которые «вплетались» в колыбельный напев.
В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». Пение колыбельных считалось искусством.
Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.
Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойные темпы, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии (чаще всего не более октавы, иногда несколько звуков, обилие повторяющихся мелодичных оборотов (часто варьированных, наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русской колыбельной это слова «баю – баюшки», «люли – люшеньки» в разных сочетаниях и видоизменениях.
Жанр колыбельных свойственна импровизационнность. Часто встречаются мелодии на одни и те же тексты, мелодическии вариации в разных куплетах песни, варианты текстов.
Иногда мать напевает без слов, импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до засыпания воспитанника. Колыбельные следуют одна за другой, сплетённые припевом убаюкивающих слов.
В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревог за ребёнка, каждодневные заботы о нём, чем его накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребёнку светлую сторону жизни, отсюда – желание счастья, благополучия, удачи, богатства.
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить.
Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов.
Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Лёнечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Громко песенку поёт.
Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания.
Ворота – то скрип, скрип,
А Коленька спит, спит.
Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создаёт плавность звучания, монотонность.
Пение зависело от ритмического движения колыбели. Ритм сочетался с распевом повторяющихся припевных слов. После каждой строфы появлялось новое слово. «Баю, милую, баю, славную…» и т. д.
Иногда колыбельные песни отражали исторические события.
Баю – бай, баю – бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит – Васеньку отдай!
А мы Васю не дадим,
Пригодиться нам самим.
Порою, чтобы овладеть вниманием ребёнка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным «Букой», стариком, волчком.
В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие воспитанники выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что – то невосполнимо теряем. Колыбельные – целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на воспитанника гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную и эстетическую функцию.
Колыбельные помогают матери и ребёнку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос. Младенец пребывает в состоянии комфорта: он желателен, он любим. Из колыбельных малыш черпает первые представления об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.
Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, её переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.
Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что воспитанник с первых дней жизни приобщается к прекрасному - народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту. Учат сопереживать, пусть пока ещё простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные воспитанником в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.
Воспитанник нуждается в ласковых колыбельных песнях. Пусть ему споёт их кто-нибудь из взрослых.
Многие мамы и бабушки слышали и знают колыбельные песни, пели и поют своим малышам. Вспомните и спойте им любую колыбельную песню. Вы должны знать, что некоторые колыбельные песни воспитанники в состоянии исполнить самостоятельно, используя их в своих играх.
Баю, баюшки,баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
К нам волчок не ходи,
Нашу Катю не буди.
Колыбельная, родившаяся как народный жанр, получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Характерные черты фольклора каждого народа отражались и в колыбельных, сочинённых разными авторами.
Колыбельная – одна из излюбленных жанров русского композитора Лядова А. К. Ему принадлежат вокальные и инструментальные колыбельные, оригинальная обработка русской народной колыбельной для оркестра «Колыбельная Кота – Баюна» из симфонической сказки «Кикимора».
Очень близки к народной колыбельные другого композитора Н. Римского – Корсакова.
(«Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане»).
В музыке Моцарта В. А. получил отражение стиль венской классической школы. Колыбельная Моцарта популярна. Она привлекает своей изящностью, лиризмом, простотой. («Спи, моя радость, усни»).
Из современных композиторов можно назвать «Колыбельную Р. Паулса и «Колыбельную» Т. Хренникова, а также «Колыбельную медведицы» Е. Крылатова.
Эти колыбельные можно часто услышать по телевидению.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитать в человеке основы общей музыкальной культуры, развить способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, которыми и являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей; а колыбельная песня - как жанр раскрывает перед воспитанником – дошкольником всю красоту народной и классической музыки. Поэтому необходимо использовать подобные шедевры в повседневной жизни воспитанников, во время других о о д.