Елена Тарбаева
Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, если помнит главные песни своего народа,
никогда не перестанет быть его настоящим сыном»
А. Николаев
«Нет песни – нет калмыка»
(народная пословица)
Очень часто перебирая в памяти, года моего детства, я вспоминаю столь близкий сердцу голос мамы, который трепетно и нежно напевает мне колыбельную. Эта песнь окутывает меня, а голос завораживает.
В ней слышится история народа, груз забот, переживаний, чаяния и надежды многих веков, тысячелетий нравственных ценностей, духовных сокровищ. Тысячелетия…
И все это в тихом напеве, под свечение звезд, до которых сотни световых лет.
Публикация «Педагогическое эссе „Колыбельная педагогика“» размещена в разделах
К сожалению, язык, его красота, чистота многогранность все реже передаются матерью с первого дня появления младенца на свет. Матери перестают петь своим малышам колыбельные песни, а ведь это не только нежность, любовь, выраженные теплыми интонациями, но и естественная передача живого языка, подготовка к самостоятельной речи ребенка. А ведь именно проблема развития речи ребенка, вопросы освоения законов языка, стали наиболее актуальны в последние годы.
Язык и речь – неотделимые и беспредельно дорогие понятия для каждого человека. И в жизнь детей они входят с первого их вздоха и постигаются с течение всей жизни, но первые уроки вхождения в язык даются матерью колыбельной песней. Поэтому естественно, что с пеленок, ребенок начинает усваивать чистые звуки речи. Малыш еще не понимающий смысл исполняемого, улавливая мелодику, тон, темп, ритм, ощущает нежность, тепло и накапливает, пока еще не большой опыт развития собственной речи. Не беда, если пытаясь повторить то или иное слово колыбельной, ребенок допускает неточность в воспроизведении звуков, слов, фраз. Он и сам творит слова, постепенно вникая в законы строения родного языка. При удобном случае присмотритесь, как в ответ на голос матери дитя первоначально воспроизводит только отдельные звуки, а впоследствии слова колыбельной. Не это ли чудо!
Глубоко прав Р. Гамзатов, утверждая: «Песнь матери – главная песнь в мире, начало всех человеческих начал. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы передачи живой души народа. Первая улыбка и последняя слеза – вот что такое она». Г. Н. Волков в своих работах отмечает, что колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.
Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, ибо она неразрывно связана с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок требует особого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Для него самый милый голос – это голос матери, самый родной язык – язык, на котором она поет колыбельные песни, укачивая его. Они успокаивают, убаюкивают его и наполняют его мир волшебными звуками, красотой звучания речи и плавность мелодики языка в исполнении самого родного человека на всем белом свете.
Колыбельная песнь – это семя, посеянное матерью в чувствах и мыслях ребенка. Через песню, через речь мать проникает глубоко в его дух и тело, так пишет О. Д. Мукаева, так гласит классическая педагогическая мысль и многовековая мудрость народа.
В народе про никчемного человека говорят: «наверное, мать не пела над его колыбелью», а про злого, что лежа в колыбели, он слушал не песни, а ругань. Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Поэтому высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал напевные звуки речи. И это в дальнейшем во многом предопределит его речевое развитие и послужит основой для накопления языковой памяти ребенка.
Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни об исследованиях ученых-психологов, уже сотни тысяч лет матери отдают своим детям лучшие порывы народной души в колыбельных песнях. Материнское чувство совершенствовало поэзию, плавность речи, мелодику языка для наиболее мягкого, легкого вхождения в язык малышами.
Сегодня, к сожалению, в семье не культивируются колыбельные песни, проявление ласки и нежности, сопровождаемые потешками и прибаутками. Как важно нашим мамам, сознательно прибегать к силе колыбельной песни, ибо только ей дана возможность раскрытия тайны познания родной речи посредством приобщения к великому творению народа.
Моей педагогической верой и человеческой убежденностью является то, что освоение строя речи детьми, их понимание красоты языка, освоения звуковой культуры таится в безграничной силе колыбельной педагогики.
Я не призываю вас, а лишь прошу, подарите своим детям и внукам щемящую душу, широкие, бесконечные, как сама степь, песни, услышанные и принятые миром.