Айталина Калакова
Статья: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
Публикация «Статья: „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей средней группы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В данном учебном году в моей группе занимается 15 детей. В начале учебного года по итогам диагностики большинство детей не умели говорить или имели очень малый словарный запас.
С учетом результатов мониторинга по развитию речи и учитывая возрастные особенности детей, разработала план кружковой работы: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки». За период работы кружка в данном учебном году проведены: показы пальчикового театра «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и др., разучивание потешек, стишков, песен. Особое внимание уделяла развитию мелкой моторики через пальчиковые игры : «Котик», «Сказки», «Дом», «Засолка капусты», «Замок», «Перелетные птицы» и др. Для большей эффективности привлекла родителей: проводила индивидуальные консультации по темам: «Значение артикуляционной гимнастики», «Формирование правильного звукопроизношения у детей», давала рекомендации, советы.
В течение всего учебного года провела работу по повышению профессиональной компетенции: изучала новинки методической литературы, знакомства с инновационными технологиями, посетила логопедический курс «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста».
По моим наблюдениям у детей появилась связная речь, дети могут свободно выразить свое мнение, улучшилось звукопроизношение.
Проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.
На основе своих наблюдений и основываясь на народном творчестве, разработала пальчиковую игру «Колобок – румяный бок». Игра должна способствовать освоению детьми круговых движений ладоней, запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок», развитию мелкой моторики в целом. В игре имитируя движения персонажей, развиваем пальчики и формируем речь.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлекают его для смены вида деятельности.
В наше время, ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереально. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Основываясь на этих данных, на популярном видеохостинге YouTube я открыла свой канал. На этом канале планирую рассказывать про развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование пальчиковых игр эффективно влияет на развитие речи детей 2-го младшего возраста.