Наталья Решетникова
Коллективное сочинение экологической сказки с помощью карт В. Я. Проппа. Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование основ экологической культуры через сочинение экологических сказок.
Задачи (ожидаемые результаты) :
Когнитивный компонент:
1. Дети понимают зависимость между действиями человека и состоянием окружающей среды (неосторожное обращение с огнем может стать причиной пожара).
2. Дети могут с помощью взрослого или самостоятельно сочинять сказки (продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев) используя опорные карты.
Эмоциональный компонент:
Публикация «Коллективное сочинение экологической сказки с помощью карт В, Я, Проппа, Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочиняем сказку
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
1. Дети проявляют сочувствие к объектам окружающей природы, выражают готовность защищать ее.
2. Дети проявляют творчество в самостоятельной речевой деятельности, эмоционально откликаются на процесс создания коллективного или индивидуального творческого продукта (сказки).
Поведенческий компонент:
1. Дети соблюдают правила безопасного поведения в быту и природе, способны осуществлять выбор собственных действий в трудной ситуации.
3. Дети активно участвуют в мероприятиях по защите окружающей среды (акциях, конкурсах и др., предлагают свои идеи мероприятий.
4. Дети способны взаимодействовать друг с другом в процессе решения общей задачи (сочинения коллективной сказки).
Предварительная работа: цикл НОД по теме «Лес – наше богатство», чтение экологических сказок, разбор и пересказ сказок с помощью схем карт В. Я. Проппа, цикл НОД о книгах, книгоиздательстве, изготовление книжек-самоделок.
Материалы и оборудование: карты Проппа, наборное полотно для выкладывания карт, картина «Пожар в лесу», презентация для проведения динамической паузы.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются на ковре. Воспитатель присаживается на уровне глаз детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что отмечают люди 21 марта? Что это а день? (ответы детей). 21 марта весь мир отмечает день защиты леса. В этот день люди по всему миру организуют различные акции, конкурсы, праздники. Как вы думаете, зачем?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы привлечь внимание как можно большего числа людей к проблеме защиты леса. Как вы думаете, нуждаются ли леса в защите? Может ли им что-то угрожать?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Одной из частых причин гибели леса являются пожары, и часто они происходят по вине человека. (Демонстрация картины «Пожар в лесу»). Ребята, а вы бы хотели поучаствовать в мероприятиях по защите леса? Как мы можем привлечь внимание людей?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы можем сделать для этого?
Ответы детей. Обсуждение вариантов.
Воспитатель: Отлично, ребята. А я вам предлагаю необычный способ поучаствовать в Дне защиты леса. Я предлагаю вам сочинить экологическую сказку о защите леса от пожара и оформить ее в виде книжки. Вам нравится эта идея? Чем может быть полезна сказка? А как мы поступим, чтобы эту сказку прочитало много людей (детей?
Ответы детей (Подарить детям младшей группы нашего детского сада, напечатать в газете нашего города, записать видео и разместить в сети Интернет)
Воспитатель: Итак, кому интересно, присоединяйтесь ко мне и начинаем.
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем сочинять экологическую сказку. Вспомните, пожалуйста, когда мы читали с вами сказки и учились их пересказывать, что нам помогало? Да, это карты. Давайте ими воспользуемся.
Воспитатель: С чего начинается любая сказка? (С зачина). Кто может быть главным героем? (идеи детей).
Одному из детей предлагается выбрать из набора карт карту «Жили-были» и закрепить ее на наборном полотне.
В процессе работы над сочинением сказки воспитатель предоставляет возможность высказаться всем детям. Поощряет выражение детьми собственных идей или мнения. Дети предлагают свои идеи, затем выбирается вариант, за который проголосует большинство детей.
Воспитатель: Давайте кратко расскажем о главном персонаже (персонажах). Где они жили? (в лесу)
В ходе НОД при признаках утомляемости детей воспитатель проводит динамическую паузу.
Динамическая пауза
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.
Воспитатель: Ребята, мы немного отдохнули. Продолжаем придумывать нашу сказку. Давайте вспомним, какая часть сказки идет после зачина (повествование). Давайте придумаем, что произошло однажды. Какой запрет мог нарушить главный герой (герои?
Выкладываются карты «Запрет» и «Нарушение запрета».
Воспитатель: А этого только и ждал главный враг. Кто это? (огонь)
Выкладывается карта «Враг начинает действовать».
Воспитатель: Давайте расскажем, как действовал враг - злой огонь (пожирал все вокруг, разрастался все больше и больше). Какая задача встала перед главным героем (героями? (потушить пожар).
Выкладывается карта «Способ достижения цели».
Воспитатель: Какой способ может использовать герой для решения поставленной задачи? (попробовать справиться самому или обратиться к помощникам)
Выкладывается карта «Появление помощников».
Можно напомнить детям, что в сказках часто фигурирует число «Три», тогда главный герой может трижды обратиться за помощью к разным героям, и только третий герой сможет оказать помощь.
Воспитатель: Как в итоге была решена проблема? (герой-друг оказал помощь и пожар был потушен).
Выкладываются карты «Враг оказывается поверженным» и «Счастливый конец».
Воспитатель: Какой вывод сделал для себя главный герой (герои) сказки?
Выкладывается карта «Мораль».
Воспитатель по ходу занятия записывает текст сказки.
Воспитатель: Ребята, у нас получилась очень интересная и поучительная сказка. Только пока у нее нет названия. Как мы можем назвать сказку?
Дети предлагают свои идеи, затем выбирается вариант, за который проголосует большинство детей.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, зачем мы сочиняли с вами сказку? Что мы будем делать дальше? (оформить в виде книжки с картинками, подарить детям младшей группы или другие варианты детей)
Дальнейшая работа: рисование иллюстраций к сказке, оформление обложки. Реализация идей детей по презентации своего продукта другим людям (детям).
Впоследствии воспитатель поддерживает инициативу детей сочинять сказки самостоятельно, поощряет их творчество, помогает оформить в виде книжки.