Ксения Александровна Черникова
Коллективно-творческий проект «Творческая гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективно-творческий проект «Творческая гостиная»
Актуальность. Специфика каждого вида искусства в особом воздействии на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство в действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка.
Публикация «Коллективно-творческий проект „Творческая гостиная“» размещена в разделах
Любой человек может понимать все виды искусства.
Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Успешная реализация этой задачи в дошкольном учреждении возможна при использовании такого метода работы, как интегрированное занятие познавательного характера, на котором музыка применяется в качестве эмоционального фона, служит иллюстрацией к деятельности детей, сопровождением к детскому исполнительству, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.
В связи с этим в нашем детском саду разработан проект «Творческая гостиная», целью которой является формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе взаимодействия музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.
Задачи:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Тип проекта : творческий, групповой. Проект основан на совместной творческой деятельности участников (дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Результаты оформляются в виде культурно-досугового мероприятия (музыкально-литературная гостиная).
Продолжительность проекта : долгосрочный. Проект рассчитан на учебный год. Предполагаемый результат:
• Сформированность предпосылок ценностно-смыслового отношения к искусству.
• Высокий уровень образного мышления и творческого воображения.
• Способность к творческому самовыражению дошкольников.
• Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей.
• Обогащение и активизация словарного запаса, развитие культуры речевого общения.
В ходе работы над проектом составлены сценарии «Творческих гостиных», разработаны электронные презентации по каждому мероприятию, подобран музыкальный материал, изготовлены костюмы, необходимые для проведения мероприятий.
Стратегия осуществления проектной деятельности. Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОО с детьми, воспитателями. Проект проводится в течение учебного года (с ноября по май) в 2-ой младшей,средней, старшей, подготовительной к школе группах (по одному мероприятию за учебный год в каждой группе).
Содержание проектной деятельности. Информационный блок: изучение методической литературы по проведению интегрированных занятий, чтение художественной литературы, работа с интернет-ресурсами, изучение документальных сведений, планирование.
Технологический блок: разработка сценариев музыкально-литературных гостиных, разучивание музыкальных номеров, работа над развитием выразительности устной речи дошкольников (чтением стихотворений, отрывков литературных произведений, подбор изобразительного ряда (презентации с иллюстрациями литературных произведений, портретами писателей и поэтов).
Организационный блок: создание предметно-развивающей среды (атрибуты для танцев и игр, изготовление костюмов, декораций.
Этапы проведения и реализации проекта.
Информационно-накопительный:
• Отслеживание знаменательных дат в истории художественной литературы;
• Подбор и анализ художественной литературы для дошкольников, музыкального руководителя, воспитателей;
• Подбор методической литературы для музыкального руководителя и воспитателей;
• Продумывание плана организации «Творческой гостиной».
Организационно-практический:
• Чтение художественной литературы воспитателей с детьми на занятиях по художественной литературе;
• Разработка сценария мероприятия (по творчеству К. И. Чуковского, Русских народных сказок) (Приложение);
• Создание презентаций по темам мероприятий;
• Оформление музыкального сопровождения музыкальным руководителем;
• Разучивание с детьми отрывков литературных произведений и стихотворений;
• Разучивание песен, танцев во время занятий и индивидуальной работы;
• Изготовление и подбор костюмов (по темам мероприятий);
• Изготовление и подбор декораций;
• Изготовление атрибутов для проведения игр;
• Организация пространства для проведения мероприятия.
Презентационно-завершающий:
• Проведение музыкально-литературных гостиных (по творчеству, К. И. Чуковского, русскому народному творчеству).
• Оформление выставок по темам (отражение темы)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ
(на учебный год)
ноябрь Группа №3 «Русские народные сказки»
февраль Группа №4 гостиная по творчеству К. И Чуковского
май Группа №2 «Русские народные сказки»
Примерные темы (вариант) :
гостиная по творчеству Ш. Перро
гостиная по творчеству А. Барто
гостиная по творчеству Н. Носова
гостиная по творчеству братьев Гримм