Татьяна Рудакова
Творческая гостиная «Народные промыслы «Шадринский гусь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей родного города; формирование у детей представления о народных художественных промыслах, как составной части духовной культуры нашего края; вызвать желание к оформлению вылепленных фигурок элементами декоративной росписи; воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству родного края.
Ход занятия
В: В какой стране мы с вами живем? (Россия)
Какие символы России вы знаете? Назовите их (флаг, герб, гимн)
Темочки:
Как называется город, в котором мы живем? (Шадринск)
Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я (вытягивают вперед руки ладонями вверх)
Вот российская земля. (по очереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю, тебя Россия, (крепко сжимают пальцы в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Мы живем с вами в небольшом старинном городе Шадринск. Стоит наш город на берегу реки Исеть. В нашем городе большое количество памятников истории и культуры. Но прославил наш город обыкновенный гусь. Он является символом нашего города и с ним связана занимательная старинная история.
Слайд 1 (старый город Шадринск и Екатерина II)
Когда то давным-давно в городе случился пожар и почти весь город сгорел. Об этом доложили императрице Екатерине II. За то, что случился пожар могли наказать воеводу города. Но воевода схитрил и написал императрице письмо о том, что с одной стороны пожар, а с другой – из города в поле ползут огромные тараканы. Это очень плохая примета. Поэтому он просил сенат, повелеть жителям города собрать все свои пожитки и уйти из города, а город поджечь, чтобы он не загорелся не во время. Императрица Екатерина II прочитав это письмо сказала: «Любопытно видеть сего шадринского гуся. Каков!»
Воевода испугался, что его за это казнят. У него был писарь Епишка, который посоветовал воеводе исполнить царскую волю в буквальном смысле и отправить обоз с 12 гусями в Санкт-Петербург. Епишку отправили вместе с гусями. При дворе узнали про эту хитрость и писаря высекли розгами. А гусей отправили на царскую кухню и там зажарили. В это время на обеде у Екатерины II был английский посол. Ему очень понравился жаренный шадринский гусь и императрица распорядилась открыть доступ шадринского гуся в Лондон. Епишку наградили: дали ему офицерский чин, медаль и 100 рублей за смекалку. С тех пор начали отправлять шадринских гусей в Англию. Вот так наш гусь прославил город Шадринск и стал символом нашего города. А выражение «шадринский гусь» стало обозначать хитрость шадринцев.
Слайд 2-5 (скульптуры, ярмарки)
Шадринскому гусю в нашем городе установлены скульптуры : возле краеведческого музея «Старый город», возле музыкальной школы «Гусь балалаечник», на набережной, возле сувенирного магазина «Курья Шадриха». В нашем городе проходят различные мероприятия под названием «Шадринский гусь» - ярмарки, кулинарные фестивали.
Наш город славится не только шадринским гусем, но и народными промыслами, которые дошли до нас из давних времен.
Слайд 6-9 (расписанное жилье и предметы быта)
Давным –давно люди жили в простых деревянных домах, и чтобы украсить свое жилье, они начали его расписывать красками. Украшали стены, потолок, двери, наличники на окнах, мебель, печи, предметы быта: посуду, прялки, люльки для детей. Краски были сделаны из разных природных материалов (из минералов, из сока растений и т. д.). Цвета получались яркие, красивые. Расписывали цветами, листочками, бутонами. Большой главный цветок – это родители, бутончики – дети, а листочки – достаток и благополучие в семье.
Народные промыслы – это особые художественные традиции, которые столетиями складывались в нашем районе. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла, бересты и других природных материалов. Местные мастера создают предметы и по особенному украшают изделия ручной работы. Они не только хранят и продолжают традиции своих предков, но и развивают новые направления декоративно-прикладного искусства.
Слайд 11-15 (изделия из бересты, дерева, металла, глины)
В Шадринске есть гончарная мастерская, где делают изделия из глины (посуда, глиняные игрушки, берестяная мастерская –изделия из бересты.
Слайд 10 (художник Ю. Кислицин)
А наши местные художники (Ю. Кислицин и его ученики) расписывают эти изделия в стиле щадринской художественной росписи. Чтобы все предметы быта и игрушки, сделанные народными умельцами стали красивыми, яркими, праздничными, для этого мастерам приходится потрудиться. Предметы быта из дерева нужно вырезать и обработать. Посуду и игрушки лепят из глины, я чтобы она стала прочной, ее обжигают в печи. Только потом начинают ее украшать – расписывать, выбирая для узоров яркие цвета красок. Для уральской росписи характерны синие, красные, желтые и зеленые цвета.
Д/и «Кто больше назовет предметов одного цвета»
Цель: активизировать в речи детей названия цветов, их оттенков; стимулировать процесс воспроизведения образов памяти, знаний об окружающей среде.
Самое большое количество красок можно найти в природе. Природа нам подскажет, она наш лучший друг. Вспомним, что в природе бывает желтым цветом (зеленым, синим и т. д.).
Вот такими красками мастера украшали, расписывали разные предметы – это называется декоративная роспись.
П/и «Встань на свое место» (По сигналу «Краски разбежались», дети ходят свободно по группе. По сигналу «На небе появилась радуга», построиться от красного цвета до фиолетового).
В: Сейчас я взмахну волшебной кисточкой и наша группа превратится в мастерскую, а вы в художников. Сегодня я хочу предложить вам расписать гуся, которого мы с вами слепили, а затем покрасили в белый цвет. Он будет у нас красивый и нарядный.
Слайд 16 (расписанные гуси)
Для начала давайте рассмотрим, как расписаны гуси и какие на них узоры, и какими красками они расписаны. Это наша шадринская роспись. Узоры шадринской росписи –это капелька, капелька с поворотом, дуга простая и крутая, точка и двойной мазок.
Но прежде чем начать расписывать нашего гуся, внимательно его рассмотрим. Что есть у гуся? (туловище, голова, клюв, шея, крылья, ноги, хвост).
Расписывать будем тонкой кисточкой.
1. красной краской раскрашиваем клюв и лапки у гуся;
2. черной краской нарисуем глаза;
3. синей краской украсим шею (точки и капельки);
4. синей краской украсим крылья (дуги).
Посмотрите какой красивый и нарядный получился наш гусь. Вы молодцы!
Сюрпризный момент – угощение (печенье в виде гуся).