Нина Мясникова
Коллективно-творческие дела в рамках патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила старший воспитатель Мясникова Нина Александровна
В современном мире сегодня наблюдается непростая политическая обстановка. Новое поколение людей подрастает в условиях, когда повсюду на Земле происходят межгосударственные конфликты, развивается терроризм, разжигаются межнациональные войны, поэтому задача всего педагогического сообщества сегодня заключается в том, чтобы воспитать людей, способных жить в мире, любить Родину, уважать историю и культурные ценности своей страны. Находясь в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоёв общества, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения России становится одной из актуальнейших. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывают сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению. Педагогический опыт показывает, что все эти духовно-нравственные ценности закладываются в дошкольном детстве. Человек с самого раннего возраста, рождаясь, взрослея, постоянно находится в коллективе. Детский сад – это начальное сообщество людей, в котором успешно развиваются выше перечисленные качества. Коллектив детей, сотрудников, родителей во многом способствует развитию у воспитанников умения жить в окружающем мире, сотрудничать, добиваться единой цели, решать общие задачи, без ущемления прав других людей. Этому во многом способствует коллективно-творческое дело. Именно в коллективно-творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и себе как к гражданину и товарищу других людей. Каждое коллективное творческое дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Оно называется коллективным, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается детьми и взрослыми как младшими и старшими товарищами. На каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с педагогами ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач. Коллективно- творческое дело не может совершаться по шаблону, поэтому всегда осуществляется в новом варианте. На базе нашего детского сада ведется работа опорной площадки по теме «Коллективно - творческие дела в рамках патриотического воспитания дошкольников». Целью ее деятельности является: развитие патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей посредством коллективно-творческого дела.
Публикация «Коллективно-творческие дела в рамках патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Задачи:
- формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности : к стране, родному дому, семье, детскому саду;
- воспитание любви уважения к своей национальной культуре;
- создание максимально благоприятных условий для духовно-нравственного развития каждой личности;
- развитие детского коллектива и реализация его потенциала через коллективно-творческие дела ;
- формирование у дошкольников коммуникационных навыков и навыков сотрудничества
- воспитание у детей чувства ответственности и коллективизма.
– создание благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе;
- активизация и вовлечение родителей, педагогов и общественность п. Сургут в патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством коллективно-творческого дела.
Решая проблему развития коллективного творчества, педагоги нашего детского сада основываются на следующих принципах:
• творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
• учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
• управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
• комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
В рамках реализации поставленной цели и задач в нашем детском саду создана творческая группа, которая является мозговым центром, планирующим основную коллективно-творческую деятельность. Мероприятия в рамках опорной площадки выносятся на обсуждение педагогического коллектива и реализуются с участием общественных организаций п. Сургут. Для систематического проведения коллективно-творческих дел в нашем детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. План коллективно-творческих дел разрабатывается на учебный год и реализуется ежемесячно. Каждому коллективно-творческому делу предшествует большая подготовка, которая включает в себя несколько этапов. Руководство педагогов на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности и состоит из следующих этапов:
1 этап. Подготовительный
На первом этапе, планируя коллективные действия, педагоги стремятся к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. В процессе первого этапа создаются малые группы из педагогов, родителей и воспитанников учреждения, которые получают определенные задания. Разрабатывается план будущего мероприятия. Проводятся подготовительные беседы с воспитанниками. На этом этапе разрабатываются сценарии, собирается информация по теме КТД, подготавливаются творческие номера.
2 этап. Основной. Проведение коллективно-творческого дела. На этом этапе осуществляется работа по реализации разработанного плана КТД. Коллективная форма организации на этом этапе дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. В процессе проведения КТД реализуются творческие способности детей, педагогов детского сада и родителей.
3 этап. Заключительный. На заключительном этапе происходит анализ проведенного мероприятия, подведение итогов, оформление методической продукции. Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом мы акцентируем внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркиваем, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна.
Мы считаем, что самое важное в коллективном планировании – развитие творческой, организаторской активности и самостоятельности самих воспитанников. Поэтому все мероприятия строятся с учетом их интересов, потребностей и возрастных особенностей. В своей работе мы используем разные виды коллективно-творческих дел : трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно-значимые.
Трудовые КТД.
Цель - приобщение подрастающего поколения к труду, ознакомление с профессиями, воспитание уважения к труду других людей, благоустройство родного поселка и детского сада, помощь ветеранам ВОВ и пожилым людям. Формами организации КТД в этом виде деятельности являются: акции, трудовые десанты, трудовые дела. В данном виде деятельности нашими воспитанниками и педагогами был проведен трудовой десант к памятнику погибшим в ВОВ, на Татарский родник и к пожилым людям с целью уборки территории.
Познавательные КТД
Цель – формирование потребности в познании истории своей страны, поселка, семьи. Формами организации познавательных КТД являются: досуги, праздники, игровые-конкурсные программы, проекты, викторины, круглые столы. В нашем дошкольном учреждении прошел познавательный досуг совместно с родителями: «Семья-начало всех начал», «Я рожден в России», реализованы познавательные проекты «В гости к батюшке Самовару», «С чего начинается Родина», «Как жили наши предки - славяне!», «В стране любимых игрушек».
Художественные КТД
Цель – воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к культурному прошлому и настоящему России средствами эстетического воспитания : посредством музыки, изодеятельности, художественного слова. Формой организации данного вида деятельности являются: фестивали детского творчества, концерты, праздники, организация выставок художественно и народно-прикладного творчества, выпуск газет в рамках темы КТД, мастер-классы. За истекший период в детском саду проведен мастер-класс «Русская матрешка», выпущена семейная газета «Моя семья».
Спортивные КТД
Цель – развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Формами организации в этом направлении являются спартакиады, Дни здоровья, Олимпиады народных игр, спортивные праздники. В нашем детском саду с детьми, педагогами проведена спартакиада «Игры народов Поволжья», развлечение «Зимние забавы».
Общественно-значимые КТД
Цель - формировать чувства привязанности к своему дому, семье, детскому саду, друзьям, школе; расширять и углублять знания об истории и культуре своей страны, учить видеть и понимать красоту жизни. Формами организации в данном виде деятельности являются концерты, праздники, развлечения. Были проведены такие мероприятия как развлечение «День знаний в моей стране», «День Матери», фольклорный праздники «Сундучок осенних сюрпризов», «В тереме Бабушки- огородницы».
Новизна нашей инновационной программы заключается в создании системы применения технологии коллективно-творческих дел для повышения уровня патриотического воспитания дошкольников.
Предполагаемые результаты по реализации коллективно-творческого дела :
Ожидаемый результат:
1. Сформированность у дошкольников нравственно-патриотических чувств к стране, родному дому, семье, детскому саду.
2. Приобщение детей к культуре и истории страны и народа.
3. Налаживание межпоколенных связей, плодотворное взаимодействие с родителями и общественными организациями района и п. Сургут.
4. Применение полученных знаний детьми на практике, развитие умения налаживать контакты с другими людьми, работать в коллективе, добиваться общих целей, решать общими усилиями поставленные задачи.
5. Сформированность у воспитанников толерантного отношения к культуре и национальным особенностям других народов.
6. Создание методического продукта в виде - сценариев, конспектов, методических рекомендаций, альбомов, папок-передвижек, газет, выставочных стендов.