Юлия Витальевна Попкова
Коллекционирование — форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
Развивать эмоционально – познавательное отношение к окружающему миру. Закреплять умение детей наблюдать, сравнивать. Развивать творческий потенциал воспитанников. Пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
Публикация «Коллекционирование — форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Объектом нашей совместной деятельности мы выбрали коллекционирование, потому что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Сейчас много пишут и говорят о предметно-развивающей среде детей, как дома, так и в детском саду. Мы решили немного расширить эту тему у себя в группе, попросив детей и их родителей, поделиться своими идеями коллекций.
Этапы работы с коллекцией
1 этап – подготовительный:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной:
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.
3 этап – заключительный:
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей.
Использование коллекции в работе с детьми
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений - временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
Игровая – дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Продуктивная –опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, конструирование и т. д.)
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста