Оксана Ионова
Мандала: значение, использование в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.
В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т. д.
Публикация «Мандала: значение, использование в работе с детьми» размещена в разделах
К. Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека. Он первым заметил важность образа круга в сновидениях и рисунках клиентов. С 80-х годов Станислав Гроф и Джоанна Келлог начали применять метод мандалы для исследования психического состояния людей.
Мандала-терапия — это эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем.
По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.
[b]Мандалотерапия в работе с детьми[/b]
Одним из методов арт-терапии для детей является раскрашивание и создание мандалы.
Чем же мандалотерапия может быть полезна детям?
Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.
Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски или создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.
Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.
Главные условия применения мандал в работе с детьми:
• Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
• Можно включать фоновую музыку;
• Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
• Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
• После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.
Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:
«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.
Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.
Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».
Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.
После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.
[b]Где применима мандалотерапия[/b]
Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:
• Работе с депрессивными состояниями;
• Работе с нарушенной самооценкой;
• Коррекции внутреннего дисбаланса;
• Проработке страхов;
• Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
• Коррекции агрессии, раздражительности.
Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.
[b]Чем полезны мандалы для детей?[/b]
Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление. Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.
Раскрывается творческий потенциал.
Ребенок открывает для себя рецепт успокоения и умиротворения, узнает, как снимать стресс и справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).
И главное — это способ наполнять себя позитивными энергиями, возвращать себя в ресурсное состояние. Учите этому своих детей, и вы дадите им ценнейший навык — умение сохранять и быстро возвращаться в состояние счастья.
На что следует обратить внимание на рисунке
Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
Пустоты, большие незакрашенные (невыложенные) участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
[/b]Мандалотерапия в нашей группе
Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. Возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. В работе с такими ребятишками я использую мандалотерапию. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться, развить мелкую моторику, воображение может помочь выкладывание мандал.