Шашиашвили Алла
Классный час «Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла!»
Цель: обобщить знания обучающихся о зиме и зимних явлениях; формировать экологическую культуру, включающую знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; развивать познавательный интерес; воспитывать культуру общения, интерес к чтению, любовь к родному краю, бережное отношение к лесным обитателям и природе.
Публикация «Классный час „Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Зима
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: книжная выставка «Зимние мотивы»; рисунки детей; иллюстрации с изображением зверей и птиц; фигурные карточки с загадками; ноутбук, аудиофайлы с записями песен о зиме.
Ход беседы
I. Организационный момент
Звучит музыка П. Чайковского из альбома «Времена года».
II. Сообщение темы
— Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле — все это так поднимает настроение! И сегодня наша встреча будет посвящена удивительному времени года — зиме. Мы будем читать стихи, петь песни, танцевать, отгадывать загадки — словом, веселиться. А для начала вспомним зимние месяцы.
III. Первичное восприятие и осознание материала
1. Сообщение о месяцах
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
— Под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь, в прудах и реках спят лягушки, рыбы; спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время? Ведь декабрь — месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.
Начинает календарь
Месяц с именем …. (январь).
— Январь — году начало, зиме середка.
Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.
Белой вьюги вьется шаль,
Весь в снегу пришел …. (февраль).
— Февраль — последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Заканчиваются припасы у зверушек и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и снег покрывается ледяной коркой – настом. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.
2. Зимние приметы
— Ребята, давайте вспомним народные приметы о зиме. (Используются фигурные карточки в виде елочек, на которых оформлены приметы.)
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Зима – не лето, в шубу одета.
• Декабрь год кончает, зиму начинает.
• Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвет.
• Декабрь спросит, что летом припасено.
• Февраль – месяц лютый, спросит: как обутый?
3. Скороговорки о зиме
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела —
Белой даже не была.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног,
Соньку в лоб, все в сугроб.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
(Обучающиеся сначала медленно, а затем быстрее повторяют скороговорки.)
4. Загадки о зиме
Используются фигурные карточки в виде снеговиков, на которых оформлены загадки.
• Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
• Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
• Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)
• Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
• Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села – и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
• Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
• Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
• Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (Санки)
• Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
• Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка)
• Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?. (Дед Мороз)
• Наденешь ее – и тебя не узнать.
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой…
Кем хочешь, сумеешь
В ней запросто стать.
А снимешь – и станешь собой. (Маска)
• Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Физкультминутка
5. Литературная викторина «Сказки о зиме»
В зимний вечер по задворкам,
По сугробам, по пригоркам
Мы идем-бредем домой.
Опостылели салазки
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
— Какие сказки о зиме вы знаете?
— Найти правильные ответы вам поможет наша книжная выставка, на которой представлены книги о зиме.
• «Снежная королева»
• «Снегурочка»
• «Двенадцать месяцев»
• «Щелкунчик»
• «Морозко»
• «Мороз Иванович»
• «Лисица и волк»
6. Беседа о помощи зимующим птицам
— Морозы жестокие зимой стоят. Тревожно за яблоньки в нашем саду, тревожно за жучку. В ее конуре такой же морозище, как на дворе. А больше всего беспокойно за птиц, за наших воробышков, галок синиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма—
Горсть зерна нужна.
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
Прилетать к окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
— Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к братьям нашим меньшим. Многие из вас уже, наверное, смастерили сами, а может быть, с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер, небольшие кормушки, которые можно сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. А можно просто насыпать хлебных крошек, крупы или семечек на подоконники.
IV. Закрепление
1. Художественная галерея
— Как много интересного мы узнали о зиме! Звучали стихи русских поэтов и современных авторов. Зима в стихах разная : красивая и грозная, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке вы найдете и можете прочитать книги о зиме.
Зиму изображали в своих картинах и знаменитые художники: И. Шишкин «Зима», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», К. А. Коровин «Зимой». (Показ репродукций картин художников). Посмотрите, какие рисунки подготовили вы!
2. Песни о зиме
— А как много сложено песен о зиме! Давайте вспомним некоторые из них.
(Обучающиеся предлагают свои варианты ответов и исполняют песню о зиме на выбор.)
3. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»
Звучит песня «Кабы не было зимы…», желающие подпевают.
V. Итог занятия
СНЕЖНАЯ ПЕСЕНКА
Снег пошел, снег пошел —
Это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький
Закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья,
Дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда,
Будем бегать до обеда.
Снег пошел, снег прошел —
Это очень хорошо!
И. Молчанов-Сибирский
— Играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься с горки на санках и лыжах… Что может быть веселее зимой? Сейчас мы поиграем в игру «Что мы делаем зимой?»
Что мы делаем зимой?
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, устали уже отвечать?
Ну что ж, тогда всего доброго вам!