Анна Ширшова
Классный час «Учимся понимать друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Учимся понимать друг друга»
Краткое описание идеи:
В нашем образовательном учреждении учатся дети с ОВЗ и инвалидностью по адаптированным общеобразовательным программам. Количество детей с ОВЗ составляет 10 % от общего количества обучающихся школы. Во время перемен и общешкольных мероприятий они взаимодействуют с детьми из других классов. Но не все дети с нормой в развитии принимают их такими, какие они есть, проявляя агрессию, насмешки или стараются избегать общения с ними. Поэтому, предложенный классный час направлен на формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, знакомит с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними, пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников. Классный час проводился в рамках недели доброты.
Публикация «Классный час „Учимся понимать друг друга“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Целевая аудитория:
участники – учащиеся 5 класса
ведущие – учащиеся 9 класса, волонтёры РДШ
Ожидаемый эффект для подростков-организаторов: развитие организаторских способностей, коммуникативных навыков, эмпатии, навыков взаимодействия и работы с группой, сплочение школьного коллектива.
Ожидаемый эффект для целевой аудитории: формирование толерантного отношения к окружающим; навыков межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях; развитие коммуникативных качеств; умение слушать, видеть и чувствовать друг друга; выражать свои мысли и эмоции; умение ценить качества других; взаимодействие и сплочение школьного коллектива.
Время, необходимое на подготовку: 3 дня
Время, необходимое на проведение: 1 час
Вспомогательные материалы: проектор, компьютер
План подготовки
1. Обсуждение с подростками-организаторами темы и вариантов проведения классного часа.
2. Подбор материала по теме, распределение обязанностей.
Форма работы обучающихся - участников: групповое обсуждение, дискуссия, игра, case-study (анализ конкретных ситуаций) на примере мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов).
Подробное описание
В ходе вводной части классного часа с обучающимися обсуждаются правила работы:
- быть активным участником;
- уважать мнение участников;
- быть доброжелательным;
- не перебивать;
1. Вводный этап.
Дети стоят в кругу.
Игра «Разные приветствия».
Ребята-ведущие предлагают детям встать в круг и поприветствовать друг друга по цепочке словами или жестами. Повторять приветствие нельзя.
Обсуждение:
- Какие приветствия вам понравились?
- Было бы интересно играть в эту игру, если бы мы друг друга одинаково поприветствовали?
- Ребята, а как можно поприветствовать человека, который не видит?
- А, как бы вы поприветствовали человека, который не слышит?
- Как можно поприветствовать человека, который и не слышит, и не видит?
- Ребята, люди могут быть разными, но им всё равно приятно общаться друг с другом.
2. Основной этап.
- Ребята, мы предлагаем вам посмотреть мультфильм про мальчика Диму.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов).
Обсуждение мультфильма и дискуссия о понимании инвалидности.
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, в нашей школе учатся разные дети, среди учащихся школы есть дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Что вы о них знаете?
- Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?
- Как люди относились к мальчику с инвалидностью в мультфильме?
- Какая модель поведения из них вам понравилась?
- Как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?
- Как вы с ними общаетесь?
- Как люди с инвалидностью проводят свободное время?
- Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
- Каких известных людей с инвалидностью вы знаете?
- Что мешает людям с инвалидностью вести активную жизнь?
Ребята-ведущие подводят детей к выводу:
- Люди с инвалидностью ведут такой же активный образ жизни, как и вы. Но препятствием к их активной жизни часто служит отношение других людей. Важно, помнить, что инвалидность не являются помехой для дружбы и общения между людьми.
Игра - практикум «Язык общения»
Ребята-ведущие предлагают детям разделиться на пары (как вариант можно встать в круг, глядя в затылок друг друга).
- Представьте, что вы общаетесь со слепоглухим человеком. Вам надо ему сообщить информацию. Как это можно сделать? (дети предлагают свои варианты)
- Ребята, сейчас мы научим вас простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
- Помните ли Вы как выглядят печатные буквы? Попробуйте закрыть глаза и представить буквы алфавита, попробуйте написать мысленно какое-нибудь слово.
- Получилось? Почему получилось? Потому что Вы помните образ каждой буквы.
- Напишите одну на ладони (затем на спине) своего партнера печатную букву поверх другой. У партнёра закрыты глаза. Напишите слово, которое указано у вас на карточке – дружба (молодец и др. варианты слов). Затем поменяйтесь ролями.
Инструкция: «Не торопитесь! Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали?
- Было ли трудно?
- Что вам мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли вам была помощь?
3. Подведение итогов.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы говорили о том, что все люди разные и имеют разные возможности. В том числе и люди с инвалидностью имеют разные возможности, но каждый человек ценен своей уникальностью и никакое внешнее отличие или ограничение в состоянии здоровья не является преградой для общения.
4. Рефлексия.
- Закончите фразу: «Я сегодня …»