Жунусова Уркия Сембаевна
Классный час «Рукотворные игрушки-обереги»
▼ Скачать +Заказ
Классный час : РУКОТВОРНЫЕ ИГРУШКИ - ОБЕРЕГИ.
Педагогическая цель:
• Коллективное творческое дело направить на воспитание индивидуальности каждого учащегося, на воспитание уважения к традициям и обычаям наших предков.
Задачи:
• Учить четко распределять свои обязанности в изготовлении кукол
• Развивать творческое воображение и способность самостоятельно анализировать и оценивать свой результат на фоне общей коллективной работы, работы в группах
• Учись учиться! Разбудить творческое стремление к самосовершенствованию
• Развивать наблюдательность и интерес, способствовать расширению кругозора
Публикация «Классный час „Рукотворные игрушки-обереги“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Форма обучения: урок-практикум
Дата проведения:
Место: 8 класс
Оборудование:
• Мультимедийная аппаратура
• Лоскуты цветного текстиля
• Нитки х/б
• Нитки мулине
• Синтепон
• Деревянные палочки
• Мини выставка «Рукотворные игрушки-обереги»
Планирование работы:
1. Вступление- знакомство.
2. Введение в тему.
3. Разбивка на группы.
4. Выполнение задания в группах.
5. Показ кукол и тайна их изготовления
6. Выбор ведущих из числа сидящих в классе
7. Рефлексия. Мини выставка «Рукотворные игрушки-обереги»
Литература:
• Андреева И. В. Традиционная и авторская игрушка. Ч:Аркаим, 2002.
• Атлас народов России. М. 2002.
• Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - М: Азбука-классика 2001.
• Дайн М. Русская тряпичная кукла. М: 2007.
• Народное искусство: сквозь века /Министерство культуры Челяб. обл. / сост. Артюшкина Е. И. Ч: Аркаим, 2007.
Структура классного часа :
Этап занятия.
задачи, содержание
Необходимые ресурсы
Ожидаемые результаты
время
Приветствие. Процедура знакомства с детьми.
Вводная речь классного руководителя
Приветствие. Сообщение темы занятия.
Игра на знакомство «Мы похожи».
Объяснение классного руководителя;
постановка проблемы
Слайд №1-2
Учащиеся должны понимать цели и задачи классного часа
3 мин.
Изготовление куклы -куватки
Развитие способностей к деловому взаимодействию.
.
Инструктаж по изготовлению куклы.
Технология
Работа в группах
Рассказ о предназначении куклы- куватки
Приобщение и вовлечение детей в творческий процесс
Слайд № 3-10
-Учащиеся смогут показать умения и навыки работы с тканью
-развивать умения безигольной технологии
- Разбудить творческое стремление к самосовершенствованию
-Умения делать выбор в творческой деятельности
10мин.
Изготовление кукол-неразлучников
Инструктаж по изготовлению куклы.
Инсценировка передачи оберега
Приобщение и вовлечение детей в творческий процесс
Слайд № 11
-Закрепить умения по изготовлению безигольной технологии
-Умения и навыки работы с тканью
-Развивать наблюдательность и интерес, способствовать расширению кругозора
12 мин.
Беседа учителя о куклах-лихоманках, куклах-веснянках Рассказ о предназначении кукол- лихоманок.
Рассказ о предназначении кукол-веснянок. Совместное исполнение «заклички» о встречи весны.
Слайд № 12-13
-Развивать наблюдательность и интерес, способствовать расширению кругозора
3мин.
Работа в группах.
Развивать способности к деловому взаимодействию.
Воспитывать способность оставаться независимым в группе, учитывать интересы и уважать мнения других членов коллектива.
Воспитание уважения к традициям и обычаям наших предков.
В течение классного часа
Рефлексия Участие в организации мини выставки «Рукотворные игрушки-обереги».
Раздать красные, голубые, цветные лоскуты.
Красный цвет – очень понравился урок практикум много нового узнал (а, синий – понравился урок, цветной лоскут – не понравился
Слайд №14
Приглашение на мастер класс 2 мин
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Уркия Сембаевна. Тема классного часа : «Рукотворные обереги». Мне бы хотелось вовлечь вас в процесс изготовления рукотворных оберегов и игрушек. Коллективное творческое дело я думаю, позволит нам увидеть индивидуальность каждого из вас, и привлечёт ваше внимание к традициям и обычаям наших предков.
- Искусство рукотворной игрушки было распространенно в нашей стране повсеместно. Игрушка рождалась в детской игре из всего, что оказывалось под рукой. Игрушка рождалась в добрых заботливых материнских руках, неустанно хлопочущих по хозяйству и быстро и сноровисто скручивающих кукольную потешку из платка и клубка, из палочки или чурочки, чтобы «дитя не плакало». Так появились на свет «пеленашки», «куватки», «бессонницы»
- Давайте сделаем с вами куклу-куваточку. Разделитесь по парам: одна будет готовить ручки, другая туловище, а также будете помогать друг другу.
(дополнение). Грудь куклы перевязывается обязательно косым крестом – чтобы неподвижными были, косой крест и на спине фигурки, косой крест означает – символ плодородия.
Слайды №3 - №8
- Уже отгуляны главные зимние праздники – Рождество и Святки. Быстро летит зимнее время. На пороге Масленица, за ней строгий Великий пост. А значит, строгий запрет играть свадьбу. Надо сказать на Руси женились, не когда вздумается, а осенью от Покрова до Рождественского поста и зимой – От Крещения до Масленицы. До Масленицы! Ну, замечательно, значит, мы успеем с вами изготовить куклы-обереги на жениха и невесту. Куклы-обереги называются «неразлучники».
- Ткань берётся только красного цвета. 2 лоскута размером 20х20, 1 лоскут 20х8, деревянная палочка длиной 20 см и белые нитки для скрепления кукол. Давайте разделимся на группы по 5 человек: двое делают ручки, двое – туловище, одна кисточку для украшения. Два человека подготовятся сыграть матерей жениха и невесты.
- Перед тем как молодые пойдут на венчание, мать жениха и невесты перекрестив молодых, дают им оберег со словами. Читают на воду со словами:
Мать жениха: Небесной воды не достать,
Небесной красоты не забрать.
Так и у моего сына никто не убавит
И ничего ему не прибавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Ныне и присно и во веке веков. Аминь.
Мать невесты: Едет моя дочь со двора во двор
На её подоле Божий затвор.
Никто того затвора не повредит,
Никто моего оберега не победит.
Моя нога левая, её нога правая.
Ключ, замок, язык.
Аминь, Аминь, Аминь.
Перед тем, как молодые выйдут из дому к венчанию их умывают этой водой.
-Есть такая традиция на Масленицу обязательно сжигают кукол – лихоманок. Со словами: «Заря-зарница … избави нас от летучки, от гнетучки и от всех двенадцати лихоманок» - так говорили в Саратовской губернии. 12 кукол-лихоманок висели за печкой до Масленицы. Лихоманки – это таинственные существа в облике женщин, поселяющиеся в кого-нибудь и вызывающие заболевания. Их изготавливали все члены семьи. Столбушки-закрутки. У каждой куклы было имя: Гнетея, давящая по ночам спящих и вызывающих кошмары; Кликуша – бесноватая, припадочная; Невея – старшая из лихоманок, навеет смерть; Огнея- горячка; Желтея- желтуха; Ахоха – страдания, физическая боль; Студеница – простуда, Трясея- озноб, судорога; а также Храпуша, Пухнея, Слепея, Аввареуша. Олицетворение разных болезней, когда их сжигали, тем самым выманивали хвори из дома. До сих пор кукол – лихоманок делают в Ярославской области, Мартыновском районе посёлка Мышкинское.
- А в заключении мне бы хотелось вам подарить куклы- веснянки, с ними встречали весну и говорили такую закличку:
Выйди, выйди Иванку!
Спой Иванку веснянку
Всю-то зиму лишь метели
За окошком пели!
Рефлексия:
Участие в организации мини-выставки «Рукотворные игрушки-обереги»
Раздать красные, голубые, цветные лоскуты:
Красный цвет – очень понравился урок практикум много нового узнал (а,
синий – понравился урок,
цветной лоскут – не понравился