елена махмудова
Классный час для учащихся 1–5 классов «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Общественно значимое мероприятие в сфере образования
Классный час
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты.
Что это?»
педагог - психолог: Махмудова Е. Г.
Цель:
• Расширить представление обучающихся о сущности нецензурных выражений, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.
• Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
Публикация «Классный час для учащихся 1–5 классов „Нецензурные выражения и хулиганские жесты, Что это?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Начальная школа. 1 класс
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
• Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию среды.
• формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения, воспитание любви и уважения к родному языку.
Задачи:
• - Расширить знания школьников о вредных привычках;
• - Способствовать коррекции психических процессов: памяти, мышления, воображения;
• - Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;
• - Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
• - Формировать культуру речи, культуру поведения.
Реализация: отдельным занятием;
Формы работы: диалог, беседа с обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.
-правила поддержки.
Основные понятия:
-выбор,
-правила отказа,
- самоуправление,
Аудитория: учащиеся 1-5 классов.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о распространённой среди людей пагубной привычке – нецензурные выражения (сквернословие). Что же такое нецензурные выражения?
(Ответы учащихся).
Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Само слово “сквернословие” происходит от слова “скверна”.
Статистика
За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность – Нецензурные выражения!
Около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют.
Давным-давно В. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».
Слово человека – энергия.
• Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает.
• Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Хочу напомнить известные слова поэта Вадима Шеффера: «Словом можно убить, словом можно спасти».
Сквернословие не является человеческим языком!
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П. П. Горяева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
ДНК реагирует на нашу речь!
Под действием слов хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Постепенно приводит к тому, что создается программа самоликвидации.
Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки, распадаются хромосомы.
Сквернословие приводит к стрессам – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет, грязь в уши окружающих даже сам этого не осознавая.
Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.
Предупредить, или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.
Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.
Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? (вопрос учащимся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.
Согласно заключению экспертов ВОЗ на здоровье населения влияет
-уровень развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,
-на 20% наследственным фактором,
- на 20% состоянием окружающей среды,
- на 60% образом жизни.
Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом – статья 156 Уголовного Кодекса, “Мелкое хулиганство”. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан. Влечет наложение штрафа или испытательные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20-ти процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет недостаточным – административный арест на срок до 15 суток.
Как же избавиться от сквернословия?
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните:
“Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Делайте комплименты другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т. д. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
Пути решения проблемы.
- Что же делать? Какие пути решения данной проблемы существуют, на ваш взгляд? (Высказывания детей).
У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения;
- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
- Каждый человек вправе выбрать свой путь. Но попытайтесь хотя бы какое-то время обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Закон свободной воли дает нам возможность свободно выбрать по какому пути идти, по первому или по второму. Попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно посмотрите, что же будет происходить в вашей жизни. Вы увидите, что все-таки отказавшись от дурного матерного языка, вы обретете счастье, везение, здоровья, ясность мысли, поступков и любовь ваших близких.
Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?
перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).
(ответ детей)
• Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.
• Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.
• Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.
• Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.
• Скверный характер, вредные привычки.
• Неуважение к окружающим.
• Отсутствие внутреннего самоконтроля.
• Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
• Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Практическая часть.
1. Задание группам:
ответить на вопрос: «Каковы возможные последствия того, что человек использует в речи мат:
• 1 группа – для отношений этого человека с другими людьми;
• 2 группа – для внутреннего самоощущения;
• 3 группа – для отношений с противоположным полом;
• 4 группа – для профессионального авторитета;
• 5 группа – для развития интеллекта?»
Итак, употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова, нарушаются отношения с окружающими людьми.
2. Письмо:
Итак, терпимость окружающих способствует засоренности речи матом. Но некоторые все же пытаются одернуть друзей, близких. Одна девушка пишет в газету:
“Никак не могу отучить своего друга от грубых и нецензурных выражений. Он нисколько не стесняется при мне и моих подружках может сказать такое, что становится тошно и мерзко на душе. Как перевоспитать его? Он говорит, что ничего тут зазорного нет, что он просто для связки слов некоторые выражения употребляет. А я не кисейная барышня, подумаешь, дескать, рабочий человек сказал “крепкое словцо”.
- Напишите письмо - ответ этой девушке. (5 мин.)
( можно переформировать группы и попросить написать письма: девушки – девушке, а юноши - юноше.)
Спасибо за содержательные, добрые письма, за работу в группах. Прошу всех сесть в большой круг.
3. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:
1. Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня.
2. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
Сквернословие - это вредная привычка.
3. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
4. Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
5. Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
6. Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения?
4. Вопрос:
Где чаще всего вы встречаетесь с нецензурной бранью?
Ответы обучающихся:
На заборах, в туалетах, местах общего пользования.
В книгах, современных кинофильмах.
От ведущих, киножурналистов, артистов,
Людей в пьяном виде
5. Пословицы о вреде мата. Обсуждение.
Народ сочинил много пословиц о силе слова.
Давайте их обсудим.
С матом дружен – никому не нужен.
От мата уши вянут и коробит душу.
С матерком, что с ветерком - от здоровья ты бегом!
Жизнь без мата событиями богата.
Мат мне не брат.
Мат – смертельный яд.
Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.
Мат уродует девчат.
Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.
Сквернословить позабудешь – умён, любим и нужен будешь!
6. Притча «Охотник и медведь».
Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?
Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.
Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.
Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.
Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.
Жена (мужу) : Фу-у, от него идет медвежий дух.
Охотник. Проходи, медведь, садись.
Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.
Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.
Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.
Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:
Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.
Ребята, какой вывод можно сделать?
Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.
7. Игра «Ассоциации».
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
МАМА
КОНФЕТА
ДРУЖБА
НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ
Дети записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)
Варианты ответов, которые приводили дети:
МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.
КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.
ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны, игры и т. д.
НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. д.
8. Опыт: «Цветок»
- Давайте и мы с вами проведём эксперимент. Вот перед вами 2 совершенно одинаковых цветка. Давайте одному цветку будем говорить добрые, приятные слова и его поливать, а другому плохие, грубые слова и не поливать. Теперь посмотрим на них через неделю. Что вы видите? (Тот, цветок которому говорили грубые слова, повял, а тот который поливали, говорили хорошие слова выглядит прекрасно.)
- То же происходит и с человеком: слыша грубые, обидные слова, а хуже того, мат, человек заболевает изнутри.
9. Составление антирекламы сквернословия.
Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.
Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)
Примерные варианты лозунгов:
-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат!
-Мат - помоев ушат!
-Мат - дорога в ад.
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат - это ядов концентрат!
-В классе мы найдём управу на словесную отраву! Будем подводить итоги нашего занятия.
10. Упражнения:
Предлагаю вам опустить голову, закрыть глаза. Сейчас я зачитываю утверждения, и, если вы согласны с ними, то поднимите руку.
• Язык мой - друг мой, язык мой – враг мой
• Можно научиться совладению со своими отрицательными переживаниями без мата.
• Речевая культура многим не по плечу.
• Скверные слова мне лично неприятны.
• Мату много лет, спасения от него – нет.
• Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
• Можно матом покрывать и при этом уважать.
• Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.
• Лучше материться, чем молча злиться.
• Сквернословие можно потерпеть, не замечать.
Спасибо, всем, поднимите голову и откройте глаза. Хотите знать, каково обобщенное мнение нашего класса?
… человек заявили о негативном отношении к мату и своей вере в его исчезновение, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием.
Может быть, им помогут изменить свою точку зрения вот эти слова
А. С. Макаренко: “Матерное слово есть неприукрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте…”
Спасибо всем за участие в дискуссии.
11. Эстафета: «Добрых слов».
А теперь давайте поиграем в эстафету добрых слов. Давайте попробуем подарить доброе слово по цепочке своему соседу. Можно пожелать что-то доброго, сказать что-то приятное.
И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна
Заключительное слово.
Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.
Подведение итогов
1. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
2. Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)
Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.
«Без зла смотри на мирозданье,
а взглядом разума, добра,
Жизнь – это море из благих деяний,
Построй корабль и по волнам плыви».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
Думаю, стоит задуматься над приведёнными фактами.
С матом дружен – никому не нужен.
От мата уши вянут и коробит душу.
С матерком, что с ветерком - от здоровья ты бегом!
Жизнь без мата событиями богата.
Мат мне не брат.
Мат – смертельный яд.
Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.
Мат уродует девчат.
Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.
Сквернословить позабудешь – умён, любим и нужен будешь!
Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?
Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.
Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.
Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.
Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.
Жена (мужу) : Фу-у, от него идет медвежий дух.
Охотник. Проходи, медведь, садись.
Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.
Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.
Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.
Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:
Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.
Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?
Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.
Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.
Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.
Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.
Жена (мужу) : Фу-у, от него идет медвежий дух.
Охотник. Проходи, медведь, садись.
Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.
Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.
Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.
Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:
Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.
Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?
Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.
Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.
Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.
Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.
Жена (мужу) : Фу-у, от него идет медвежий дух.
Охотник. Проходи, медведь, садись.
Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.
Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.
Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.
Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:
Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.
-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат!
-Мат - помоев ушат!
-Мат - дорога в ад.
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат - это ядов концентрат!