Ирина Ступченко
Классный час «Давайте говорить правильно!» для учащихся 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:учить говорить правильно, показать красоту русского языка, обратить внимание на людей, котрые говорят неправильно; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: интерактивное оборудование, слайды или фотографии писателей, детские книги,хрестоматия 4 класс.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово
Публикация «Классный час „Давайте говорить правильно!“ для учащихся 4 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Учитель. С первых дней жизни мы слышим человеческую речь - слова близких и родных. Еще не зная слов, ребёнок по интонации, по звуку определяет и узнает того, кто к нему обращается. Спустя время малыш начинает повторять то, что слышит не только от близких, но и других людей. Тем самым ребёнок постепенно овладевает навыками речи.
Наш язык - богатый язык. И много писателей писали о красоте нашего языка. Вот, что написал об этом великий русский писатель А. Н. Толстой.
"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий богатый задушевный,как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык".
-Как вы считаете, прав ли в своем высказывании писатель? Что вы услышали из данного высказывания? О чем нам сообщает Толстой? Что вы почувствовали, когда услышали данное высказывание? (Ответы учащихся)
Учитель. Конечно, нельзя не согласиться со словами выдающегося писателя. Ведь А. Н. Толстой точно подметил, что русский язык - яркий и певучий. Ведь столько литературных произведений написано нашими писателями и для детей, и для взрослых. Мы с удовольствием читаем сказки и рассказы, романы и повести, баллады и стихотворения о природе, о животных, исторические и фантастические, лирические и сатирические.
Но, к сожалению, читаем мы красивые слова, но в речи не используем всю красоту родного языка. Говорим примитивно, с ошибками, некрасиво. Неприятно, когда используем в речи "слова-паразиты", слова с неправильной постановкой ударения, меняем правильные произношения на неверные, используем жаргонные выражения. А ведь это всё характерезует человека как невоспитанного и необразованного. Ведь воспитанный человек всегда будет говорить правильно, вежливо, стараться не допускать ошибок в речи.
-Что поможет добиться правильности речи? (Ответы учеников)
Учитель. Словари, энциклопедии, учебная литература - главные и верные помощники, но и правильная художественная литература поможет в этом. Ведь регулярное чтение книг помогает развитию нашего словарному запасу и обогощает его.
Чтение пословиц тоже способствует развитию языка. Ведь мы не просто их читаем, а разбираем, анализируем и понимаем суть.
(Ученикам предлагается прочитать и объяснить значение пословиц).
Ночью все кошки серы.
Живут, как кошка с собакой.
Сначала подумай - потом говори.
Доброе братство милее богатства.
Плохой товарищ не подмога.
Испокон века книга растит человека.
Книга - стол мысли, а за стол приглашается каждый.
В доме ни одной книжки - плохие у хозяина делишки.
Купить кота в мешке.
Друга на деньги не купишь.
Слово пуще стрелы разит.
Учитель. Грамотный человек всегда, прежде чем что-то сказать, обязательно подумает. Ведь собеседник должен нас правильно понять, не обидеться.
Учитель. Послушайте стихотворение О. Александровой
Ученик. Слово это словно ключик
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его "Пожалуйста".
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.
- К каким словам относится слово "пожалуйста"? Приведите примеры других "вежливых слов".
Учитель. А теперь предлагаю поупражняться в подборе таких слов в разных ситуациях. (Учитель сообщает ситуацию, ученики подбирают нужные слова).
-Вы опоздали на день рождения к другу.
-Вы наступили на ногу человеку в автобусе.
-Вы случайно толкнули прохожего в магазине.
-Вы впервые пришли в театр, и вам надо найти ваши места в зрительном зале.
-Как попросить продавца показать вам интересующий товар?
-Вам подарили подарок, что скажете?
-Давно не видели приятеля и вдруг случайно встретились.
-Вы устали, день был очень трудным, вы хотите отдыхать.
-Вы не согласны с говорящим человеком.
Подведение итогов.
В заключении нашего классного часа хотелось бы знать, полезным он был или нет? Какие выводы вы сделали? Нужно ли проводить подобные беседы? Что вы порекомендуете человеку, который говорить неправильно?
Благодарю всех за внимание!