Ирина Меньщикова
Классный час «Час доброты». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро», познакомить с общепринятыми нормами нравственности, воспитывать культуру общения, взаимоуважение.
Ход классного часа
1. Обсуждение понятия «добрый», «добро».
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Публикация «Классный час „Час доброты“, 3 класс» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель:
- Доброта… Что означает это слово?
По определению Сергея Ожегова, автора «Толкового словаря русского языка».
ДОБРОТА
- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.
Добрый человек, скорее всего, обладает всеми этими качествами.
- Какие чувства вы испытывали, когда вас обижали?
(боль. досаду. несправедливости по отношению к вам, незащищённость)
- А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обижали кого- нибудь? - А сейчас мысленно поставьте себя на место обиженного вами человека.
Подумайте, хотелось бы вам, чтобы с вами обошлись так же?
В Евангелии сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»
Пусть эти слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нём.
Но мало только желать этого, надо самому всё делать для того, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду, чувство несправедливости.
- В чём должна проявляться доброта по отношению к другим людям, животным, растениям (Ответы детей)
2. Чтение и анализ рассказов.
(Ребёнок рассказывает сказку В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасала»)
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударили морозы. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Учитель:
- Почему радуются Белочка и бельчата?
- Какой поступок совершила белочка?
- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы- богатый человек.
Русская народная пословица гласит «От добра добра не ищут»
Юноша и морские звёзды.
Как-то раз на рассвете старик шёл по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звёзд и бросавшего их в воду. Поравнявшись с ним, старик спросил: «Зачем ты это делаешь?»
Юноша ответил, что выброшенные на берег звёзды умрут, если их оставить под лучами солнца.
«Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звёзд миллионы, - возразил старик. Что толку в твоих усилиях?»
Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил её в море и произнёс: «Толк есть - для этой звезды и тех, кого я уже бросил».
-Как поступили бы вы на месте этого юноши? Когда надо спешить делать добро?
3. Знакомство с пословицами о добре и доброте.
Доброта - самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость!
- Доброе дело питает и разум и тело.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Доброе братство сильнее богатства.
- Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
Игра в пословицы.
Соедини слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, зло забывай.
За добро добра не делает никому
Худо тому, кто добром платим.
В каждом человеке есть маленькая частичка доброты. Добрый человек- тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно всегда.
УЧЕНИК:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
УЧЕНИЦА:
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
4 Тест «Добрый ли я человек?»
В первом столбике дети пишут слово «да» или «нет»
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнёр плохо играет в шашки или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь литы выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчёт очков за каждый ответ «да» на вопросы 1,3,4,7, 11- 1 балл;
За каждый ответ «нет» на вопросы 2, 5,6,8,9,10,12 – 1 балл
Результаты: Больше8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми, у тебя много друзей. Одно предостережение: никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4до 8 очков. Твоя доброта- вопрос случая. Ты добр не с каждым. Для кого-то ты идёшь на всё, но старайся быть ровным со всеми.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это большое благо. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Доброта- это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
(Дети исполняют песенку Кота Леопольда «Если добрый ты» Сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)