Елена Томилина
Классификация подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемыйспутник их повседневной жизни.
Подвижные игры следует отличать от имитационных и игровых упражнений. Имитационные игры – это самостоятельная деятельность, направленная на воспроизведение образов окружающей среды, при этом движения выполняются в произвольном темпе без регламентации времени и подчиняются только замыслу исполнителей.
Публикация «Классификация подвижных игр» размещена в разделах
Игровые упражнения - это действия, направленные на овладения движениями в игровой форме. Ребенок действует по специально установленным правилам, точно выполняя двигательные действия.
В подвижных играх ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях. Игры как вид физических упражнений делятся,на подвижные и спортивные. Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Состав команд, обязанности игроков во время игры меняться не могут, необходим судья, правильная разметка площадки, соответствующий инвентарь. Необходимо уделять большое внимание играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. При быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы, что влияет на формирование быстроты реакции, ловкости, подвижности и т. п.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует, постепенно переходя от простого к сложному. Подвижные и спортивные игры объединяют деятельность в быстро меняющихся ситуациях в соответствии с правилами.
Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх («Кот и мыши», «Наседка и цыплята») и в бессюжетных играх («Кто скорее добежит до флажка». «Перемени предмет»,правила представлены в открытом виде.
Есть еще один вид игр: игры – забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья. Подвижные игры делятся, на элементарные и сложные. Элементарные, в свою очередь делятся на сюжетные, бессюжетные и аттракционы. Сюжетные игры имеют свой сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет, отражает явления окружающей жизни (движение транспорта, движения и повадки животных). Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные игры преимущественно коллективные («Пилоты», «Волк гуси»).
Бессюжетные игры содержат, интересные для детей двигательные задания (ловишки, перебежки). Подвижные игры с элементами соревнования (эстафеты, веселые старты, каждый сам за себя, и «болеет» за команду. К бессюжетным играм относятся игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс и т. д.)
К сложным играм относятся: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волей бол, футбол). Используются элементы этих игр и играют по упрощенным правилам. Лучше, когда инструктор сам принимает в них участие.
Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативами. Они служат сигналом для начала и окончания игры. («Мы веселые ребята», «Мышеловка».) Можно усложнять подвижные игры, привлекая к этому старших детей.
Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве: учатся выбирать маршрут передвижения, двигаться в коллективе детей. Подвижные игры нужно проводить не только на занятиях, но и во время прогулок.