Дарья Ниткина
Классификация музыкальных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в 1-2 вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.). [5]
Публикация «Классификация музыкальных инструментов» размещена в разделах
Причиной того, что человек стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности, и многие, казавшееся раньше ему шумом, стало для него музыкой, является развитием его музыкального сознания.
Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов, которые и стали впоследствии музыкальными инструментами.
Организуя музыкальную предметно-развивающую среду в детском саду, следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр. Инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции. [3]
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды. Видными педагогами в области дошкольного музыкального воспитания Н. А. Ветлугиной, Н. Г Кононовой, А. Н. Зиминой приводится следующая классификация инструментов используемых в работе с дошкольниками:
1. Беззвучные (Неозвученные)
Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайка с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен для детей и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя взрослыми, представляя себя пианистом, балалаечником и т. д., исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
2. Звучащие (Озвученные) подразделяются на четыре вида, в зависимости от характера звучания:
1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты: погремушки, бубны, ложки, барабаны, кастаньеты и т. п.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудочки, рожки, свистульки и т. п.
3. Игрушки с фиксированной мелодией (игрушки-автоматы) : органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. п.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, баяны, гармошки, цитры, балалайки и т. п.
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов :
Группа струнных: гитара, цитра, домра, балалайка и т. п.
Группа духовых: саксофон, флейта, кларнет, губная гармошка и т. п.
Группа ударно-клавишных: рояль, пианино, клавесин
Группа клавишно-язычковых: гармоника, баян, аккордеон и т. п.
Группа ударных: барабан, ложки, бубен, тарелки, трещотки, металлофон и т. п.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. К примеру, К. Орф для обучения детей специально подбирал инструменты. Основу комплекта инструментов составляли ксилофоны, металлофоны и глокеншпили – колокольчики (от нем. Gloke – колокольчик). Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Орф указывал, что в элементарном музицировании большое значение имею и простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы. Они подготавливают ребенка к игре на настоящих инструментах.
Интерес детей к инструментам просто не иссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживающий и побуждающий эффект инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшим импровизациям.