Борис Елена
Классификация игр. Методологические подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация игр. Методологические подходы
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры.
Публикация «Классификация игр, Методологические подходы» размещена в разделах
Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия.
Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей.
Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.
Наиболее полная систематизация игр представлена в работах Пидкасистого П. И. и его учеников. По этой классификации игры подразделяются на классы результативных и детских игр.
Трудно согласиться с расположением результативных и детских игр, так детские игры также могут завершаться количественным результатом. Другим недостатком данной классификации является то, что в ней не определено место символических игр.
В настоящее время имеется ряд классификаций, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в учебный процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи – функции, выполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета.
Так, Смагина Л. И. и Трускавец В. В., принимая за основание время включения в учебный процесс, подразделяют игры на:
• игры-минутки;
• игры-эпизоды;
• игры-уроки.
Баранов А. А., , Ляпина Г. А., Сторонин М. В. за основание классификации принимают функции, выполняемые дидактическими играми в учебном процессе. Так, Ляпина Г. А. подразделяет используемые в учебном процессе игры на дидактические и сюжетные. Сторонин М. В. делит дидактические игры на две группы:
• подготовительные
- творческие
В учебном процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. Селецкая Е. Э. предложила классификацию, в основание которой положен характер деятельности школьника. Характер деятельности определяется дидактической задачей. Причем, с усложнением учебных задач, усложняются правила, что влечет за собой усложнение структуры познавательной деятельности. Это, в свою очередь, усложняет логические операции, производимые школьником, и предполагает обращение к большей по объему источниковедческой базе, включая большее число логических операций. В данной классификации выделены : • репродуктивные дидактические игры; • частично-поисковые; • поисковые; • творческие без элементов ролевых; • творческие с элементами ролевых. Причем, при детальном рассмотрении, те дидактические игры, в которых при игровых ситуациях воспроизводится знание с целью выработки необходимых умений и навыков, отличаются непродолжительностью. Репродуктивные дидактические игры предполагают наличие образца в решении дидактической задачи, и подражание ему в процессе работы. Познавательная деятельность учащихся направляется на закрепление отдельной суммы знаний с целью выработки необходимых умений и навыков. Частично-поисковые дидактические игры, хотя и основываются на имеющихся знаниях, способствуя превращению их в умения и навыки, но их содержание может включать и элементы поиска, они содержат усложненные задачи. В ходе работы школьники производят несколько логических операций, включаясь в небольшой поиск. В этом случае учащийся ставится перед необходимостью выбора нужного материала и использования его в определенной последовательности. Характерной особенностью поисковых дидактических игр является еще большее усложнение учебных задач, включение школьников в деятельность, предполагающую элементы исследования. Когда учебные задачи более сложные, ученик оказывается в условиях более самостоятельной организации своего познания. Данная деятельность подготавливает ученика к творчеству. Творческие дидактические игры предоставляют школьнику самостоятельность. При выявлении причинно-следственных связей и зависимостей школьник имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые стороны изучаемых явлений, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности.
Некоторые творческие игры включают импровизацию школьников, нося название творческих с элементами ролевых. Отметим, что к перечисленным играм нельзя подходить однозначно. Игра именно тем и хороша, что с ее помощью можно интегрировать все виды деятельности. Рассмотренная классификация игр в педагогическом плане достаточно подробна, связана с организацией различных видов деятельности. Достаточно интересную и подробную классификацию приводит Шукуров Т. А., интересна эта классификация тем, что игры рассматриваются в трех аспектах: • процессуальном; • управленческом; • социально-психологическом. В процессуальном аспекте выделено четыре направления в классификации игр : 1. По уровню познавательной самостоятельности учащихся: • репродуктивные; • конструктивные; • творческие. 2. По логике чередования шагов игры: • индуктивные – движение от знания более низкой к знанию более высокой степени общности; • дедуктивные – движение от знания более высокой к знанию более низкой степени общности; • традуктивные – движение от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности. 3. По способу принятия игровых решений во времени: • дискретные – предполагающие жесткие интервалы принятия игровых решений; • непрерывные – дающие постоянные возможности взаимодействия с игровым подходом в принятии решений; • комбинированные – в которых допускается возможность получать информацию и принимать решения между игровыми моментами принятия основной массы решений. 4. По времени протекания игры в процессе включения игры в обучение: • кратковременные – локализованное включение в обучение; • длительные – распределенные во времени с периодическим включением в обучение; • «деловые» - распределенные с постоянным включением в обучение при изучении целой темы. С точки зрения управленческого аспекта выделяются такие основания:
1. По форме организации контроля и самоконтроля:
• устный контроль; • письменный контроль; • машинный контроль. 2. По способу определения результатов принимаемых решений: • свободное – результаты решений определяются организатором игры – учителем или группы экспертов – учеников; • жесткое – результаты принятых решений оцениваются моделью игры; • контурное – результаты решений фиксируются. 3. По форме проведения игр: • коллективные; • групповые; • индивидуальные. В игровой форме обучения проблема общения приобретает особую актуальность. Поэтому важно рассмотреть ее в социально-психологическом аспекте, имеющем три основания: 1. По характеру игрового процесса: • комбинаторные – позволяющие в общий ход игры включать дополнительные условия; • азартные – включающие приемы, резко повышающие активность познавательной деятельности учащихся, приводящие ученика к страстному желанию играть; • стратегические – позволяющие включать учащихся в тактику выполнения игры.
2. По виду игры: • соревновательные – воздействующие на чувства учащихся и создающие положительный настрой к учению; • художественные – позволяющие учащимся выступить и выразить продуманные ответы. В ходе игры ее результаты вызывают живое обсуждение; • загадочно-выигрышные – которые приводят к интуитивному мышлению, дают учащимся самостоятельное понимание; • организационные – которые позволяют организовывать деятельность учащихся во время игры. 3. По совпадению, либо различию целей и интересов субъектов игры: • наличие общих целей, интересов; • наличие общих целей, различие интересов; • различие целей, интересов. Приведенная классификация, как уже отмечалось выше, является подробной. Она связана с различными этапами урока, рассматривает игру не только с точки зрения организации деятельности учащихся, но с точки зрения организации деятельности учителя на уроке. В методическом плане более интересна классификация дидактических игр в зависимости от формы организации деятельности учащихся на уроке, которая, как правило, фактически опирается не только на учебную, но и на игровую цель. Классифицируя дидактические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить следующие типы игр: 1. Деловые игры; 2. Сюжетные игры; 3. Ролевые игры; 4. Игры-соревнования; 5. Символические игры; 6. Игры с раздаточным материалом; 7. Игры, направленные на выполнение занимательного задания. Рассмотрим более подробно каждый тип дидактической игры. Деловые игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделирую определенную жизненную ситуацию. Участие в поиске решения конкретной, практически важной задачи вызывает у школьников положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, радость овладения более совершенными формами деятельности, чувство успеха, гордость за успех товарищей. Все это позволяет ученику включиться в урок не частично и не формально. Деловая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию практически возможной жизненной ситуации.
Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи. В сюжетной игре учащиеся проявляют большую самостоятельность, вымысел и творчество при решении учебных задач. Развитие мышления у детей в игре теснейшим образом связано с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. Развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью. Этот опыт, знания и представления творчески применяются детьми в игровой деятельности. Ролевые игры – это творческие игры, в которых ребенок выполняет определенную роль. Большое влияние на поведение учащегося оказывает игровой образ и создание игровой ситуации на уроке. Ребенок ярко показывает свое отношение к воображаемому, свои мысли, чувства, стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему. Беря на себя роль, ребенок легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих. Игры-соревнования связаны с выявлением победителя, здесь могут быть как индивидуальные, так и коллективные победители (команда, группа и т. д.). В игровой ситуации, включающей элемент соревнования, школьники проявляют максимум находчивости, изобретательности, стараясь быть смелее и активнее, что может сказаться положительно на общем
уровне их развития. Игры-соревнования требуют проявления дополнительных усилий, быстроты реакции, заставляют не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, умения и навыки. Каждый ученик заинтересован в лучшем результате не только за себя, но и за товарища по команде. Поэтому в играх-соревнованиях развивается чувство ответственности не только за свой успех, но и за успех всей команды. Символическими являются игры, в которых игровое действие осуществляется с помощью средств, содержащих информацию в символьном виде. Целью проведения игр с раздаточным материалом (например, лото, викторины и т. д.) является закрепление и углубление знаний, а также развитие восприятия, наблюдательности, внимания. Игры, направленные на выполнение занимательного задания не только развивают мышление детей, но и приучают творчески подходить к выполнению задания, видеть главное, обобщать. Приведенная классификация в силу своей простоты наиболее удобна с точки зрения практического применения игр в учебном процессе. Рассмотренные выше типы игр можно использовать на уроках информатики, включая их в различные этапы урока.
Современная классификация игр
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. По теории М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» [1] подразделяет игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. творческие игры. 1) Лексические игры. Цели: — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; — активизировать речемыслительную деятельность учащихся; — развивать речевую реакцию учащихся; — знакомить учащихся с сочетаемостью слов. 2) Грамматические игры Цели: — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; — создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. 3) Фонетические игры Цель — тренировать учащихся в произнесении английских звуков. 4) Орфографические игры Цель данных игр — упражнение в написании английских слов, тренировка памяти. 5) Творческие игры Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д., сохранить и укрепить учебную мотивацию. [Сатюкова]
Список литературы
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПОЗИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Дергачева Л. М.
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.
Сатюкова А. А., Фоминых М. В. Современная классификация игр (на основе теории М. Ф. Стронина) // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 71-71.