Виктория Смирнова
Кинезиология в раннем возрасте как способ адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология в раннем возрасте как способ адаптации
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее, наука о развитии головного мозга через движение.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.
Комплексы упражнений делятся на три блока:
• Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры головного мозга.
• Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно- латерального характера. Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
• Третий блок содержит упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.
Методы и приемы:
• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
• Массаж – воздействует на биологически активные точки;
• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:
- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;
- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Все нейропсихологические, развивающие и формирующие программы построены на двигательной активности.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.
Часто мы сталкиваемся с проблемой как тяжёлая адаптация у детей. Им необходимо помогать познавать себя, ведь для них новое абсолютно все. Кинезиологические упражнения в процессе занятий им как раз помогают освоиться. Познавая себя, они увлекаются и появляется заинтересованность ходить в детский сад.
Как правило, упражнения делаются под спокойную музыку. После шумных игр обязательна релаксация. Детям нравится работа с кинетическим песком, слушать кинетические сказки.
Правильно говорится, что, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь!