МААМ-картинки

Кинезиология в логопедической практике

Елена Ломакина
Кинезиология в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

КИНЕЗИОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Одной из важных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией, в частности с общим недоразвитием речи. У таких детей отмечается: системное нарушение речевой деятельности, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам устной и письменной речи, отставание в развитии двигательной сферы, что характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в усвоении школьных программ и адаптации к школе. Современный мир стремительно меняется, увеличиваются запросы школы и общества, поэтому ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в ней, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

Публикация «Кинезиология в логопедической практике» размещена в разделах

Занявшись поиском эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в частности с речевыми нарушениями, был проанализирован имеющийся педагогический опыт, изучено большое количество научно-методической литературы. Так как для преодоления у детей сложных системных нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы, то одним из наиболее результативных методов является кинезиология, которая занимается развитием межполушарного взаимодействия.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Основная цель кинезиологии : Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

• Развитие межполушарной специализации.

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие моторики.

• Развитие психических процессов, речи.

• Формирование произвольности, снятие эмоциональной напряженности.

• Профилактика нарушений чтения и письма

Существует огромное количество видов кинезиологических упражнений, но для образовательной деятельности, учителю – логопеду, необходимо отбирать те, которые направлены на развитие всех компонентов речи: коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматических категорий и связной речи.

К ним можно отнести:

• артикуляционную гимнастику,

• пальчиковые игры,

• дыхательные упражнения,

• сопряженную гимнастику (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов).

Кинезиологические упражнения проводятся ежедневно в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с учителем – логопедом. В процессе логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи неоценимую помощь оказывают игровые кинезеологические приемы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, которые складываются в определенную систему. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требует от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения отрабатываются длительное время от простого к сложному. Они проводятся вначале ведущей рукой, затем другой и двумя руками вместе, обязательно под речевое сопровождение педагога. Необходимым условием является доброжелательная обстановка и получение детьми положительных эмоций. Например, выполняя такие упражнения как «Колечки», «Пальчики здороваются», «Фонарики», «Мальчик - пальчик, где ты был?» дети слушают потешку, воспроизводя соответствующие движения. Затем они заучивают потешку наизусть, и в дальнейшем произносят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Разученные упражнения педагог с детьми использует в сюжетах совместно придуманных кинезиологических сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, воображение, мышление.

Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, они быстро устают. А вот если всю такую трудную работу представить в виде игры, с опорой на сохранный анализатор, то все сразу меняется. Движения языка можно сопровождать с показом забавных картинок, игрушек, рассказывая детям при этом сказки о "Лягушке-зелёном брюшке", " О весёлом язычке" и многие другие. Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе, с движением глаз. Эти же упражнения, но обыграв их по – другому, можно использовать для автоматизации поставленных звуков, речевой практики. Ведь важно не просто исправить нарушенные звуки, но и чтобы ребенок начал самостоятельно произносить их в свободной речи. Для этого необходим самоконтроль, чего так часто не хватает нашим детям. Поэтому упражнения на развитие межполушарного взаимодействия в период автоматизации звуков просто необходимы. В процессе выполнения кинезиологических движений, детям предлагается произносить поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Например, упражнение «Пальчики здороваются» можно выполнять, произнося при этом отработанный звук (слог, слово). Дети поочередно перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Р». На этапе автоматизации звука «Р» в слогах произносим слог «ра» («ро», «ру»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки с заданным звуком. Таким же образом используются и другие кинезиологические упражнения : “Перекрестное марширование”, “Кулак – ребро — ладонь”, “Маршировка”, “Ухо – нос” и другие. Кинезиологические приемы активно применяются в образовательной деятельности по развитию лексико – грамматического строя речи. Например, игровое упражнение для развития когнитивных процессов «Профессии, животные, птицы», которое отлично расширяет и уточняет словарь обобщающих понятий. В этой игре дети под музыку передают мяч друг другу, произнося при этом слова: «Профессии, животные, птицы». Ребенок, на котором остановилась музыка, должен назвать и изобразить соответствующее животное, птицу, профессию. Игру можно проводить по разным лексическим темам. Также детям очень нравится игра «Зеркало». Они становятся парами лицом друг к другу и, например, описывая животное лису, один из детей делает движения руками или ногами, изображая её, другой зеркально пытается повторить их. Упражнение «Кулак – ребро - ладонь», помогает детям запоминать времена года: «Зимний месяц называй декабрь, январь, февраль», дети соответственно показывают «кулак, ребро, ладонь». Этот прием можно использовать и при обучении детей чтению и звукобуквенному анализу. Таким образом, кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, так как оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Публикации по теме:

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практикеИспользование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя»Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя» Метод проектов в детском саду имеет глубокие и прочные корни. Ещё первые советские педагоги уделяли ему большое внимание. Можно с уверенностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология в логопедической практике
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ломакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД