Елена Ломакина
Кинезиология в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕЗИОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Одной из важных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией, в частности с общим недоразвитием речи. У таких детей отмечается: системное нарушение речевой деятельности, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам устной и письменной речи, отставание в развитии двигательной сферы, что характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в усвоении школьных программ и адаптации к школе. Современный мир стремительно меняется, увеличиваются запросы школы и общества, поэтому ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в ней, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
Публикация «Кинезиология в логопедической практике» размещена в разделах
Занявшись поиском эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в частности с речевыми нарушениями, был проанализирован имеющийся педагогический опыт, изучено большое количество научно-методической литературы. Так как для преодоления у детей сложных системных нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы, то одним из наиболее результативных методов является кинезиология, которая занимается развитием межполушарного взаимодействия.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Основная цель кинезиологии : Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
• Развитие межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие моторики.
• Развитие психических процессов, речи.
• Формирование произвольности, снятие эмоциональной напряженности.
• Профилактика нарушений чтения и письма
Существует огромное количество видов кинезиологических упражнений, но для образовательной деятельности, учителю – логопеду, необходимо отбирать те, которые направлены на развитие всех компонентов речи: коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматических категорий и связной речи.
К ним можно отнести:
• артикуляционную гимнастику,
• пальчиковые игры,
• дыхательные упражнения,
• сопряженную гимнастику (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов).
Кинезиологические упражнения проводятся ежедневно в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с учителем – логопедом. В процессе логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи неоценимую помощь оказывают игровые кинезеологические приемы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, которые складываются в определенную систему. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требует от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения отрабатываются длительное время от простого к сложному. Они проводятся вначале ведущей рукой, затем другой и двумя руками вместе, обязательно под речевое сопровождение педагога. Необходимым условием является доброжелательная обстановка и получение детьми положительных эмоций. Например, выполняя такие упражнения как «Колечки», «Пальчики здороваются», «Фонарики», «Мальчик - пальчик, где ты был?» дети слушают потешку, воспроизводя соответствующие движения. Затем они заучивают потешку наизусть, и в дальнейшем произносят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Разученные упражнения педагог с детьми использует в сюжетах совместно придуманных кинезиологических сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, воображение, мышление.
Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, они быстро устают. А вот если всю такую трудную работу представить в виде игры, с опорой на сохранный анализатор, то все сразу меняется. Движения языка можно сопровождать с показом забавных картинок, игрушек, рассказывая детям при этом сказки о "Лягушке-зелёном брюшке", " О весёлом язычке" и многие другие. Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе, с движением глаз. Эти же упражнения, но обыграв их по – другому, можно использовать для автоматизации поставленных звуков, речевой практики. Ведь важно не просто исправить нарушенные звуки, но и чтобы ребенок начал самостоятельно произносить их в свободной речи. Для этого необходим самоконтроль, чего так часто не хватает нашим детям. Поэтому упражнения на развитие межполушарного взаимодействия в период автоматизации звуков просто необходимы. В процессе выполнения кинезиологических движений, детям предлагается произносить поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Например, упражнение «Пальчики здороваются» можно выполнять, произнося при этом отработанный звук (слог, слово). Дети поочередно перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Р». На этапе автоматизации звука «Р» в слогах произносим слог «ра» («ро», «ру»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки с заданным звуком. Таким же образом используются и другие кинезиологические упражнения : “Перекрестное марширование”, “Кулак – ребро — ладонь”, “Маршировка”, “Ухо – нос” и другие. Кинезиологические приемы активно применяются в образовательной деятельности по развитию лексико – грамматического строя речи. Например, игровое упражнение для развития когнитивных процессов «Профессии, животные, птицы», которое отлично расширяет и уточняет словарь обобщающих понятий. В этой игре дети под музыку передают мяч друг другу, произнося при этом слова: «Профессии, животные, птицы». Ребенок, на котором остановилась музыка, должен назвать и изобразить соответствующее животное, птицу, профессию. Игру можно проводить по разным лексическим темам. Также детям очень нравится игра «Зеркало». Они становятся парами лицом друг к другу и, например, описывая животное лису, один из детей делает движения руками или ногами, изображая её, другой зеркально пытается повторить их. Упражнение «Кулак – ребро - ладонь», помогает детям запоминать времена года: «Зимний месяц называй декабрь, январь, февраль», дети соответственно показывают «кулак, ребро, ладонь». Этот прием можно использовать и при обучении детей чтению и звукобуквенному анализу. Таким образом, кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, так как оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.