Приложение МААМ

Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Кузьмина Ольга Ивановна
Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

«Движение может заменить лекарство –

но не одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо

Движение считается одним из основных механизмов, предусмотренных эволюцией для сохранения здоровья и жизни. На современном этапе придается огромное значение укреплению здоровья, формированию гармоничного телосложения и умственного развития человека.

Публикация «Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У многих современных детей отмечается снижение двигательной активности, это влияет на развитие мыслительных процессов, появляются проблемы с концентрацией внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Движение является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

В своей работе с детьми я использую кинезиологию как один из методов здоровьесберегающей технологии, позволяющий улучшить межполушарное взаимодействие, скорректировать эмоционально-волевую сферу, решить проблемы поведенческого характера у детей.

Непрерывная образовательная деятельность в детском саду построена с опорой на левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление, обучение математике, чтению, языкам и т. д. Использование правого полушария намного меньше, что не даёт в полной мере развивать способности ребенка, воспринимать мир целостным, развивать образное, творческое мышление и творческие способности человека.

Для того чтобы развитие ребёнка (эмоциональное, интеллектуальное, социальное, творческое) было более продуктивным, качественным, необходимо создавать условия, которые будут способствовать налаживанию взаимодействия между левым и правым полушариями. А. Л. Сиратюк утверждают, что определенными движениями прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. Развивая межполушарное взаимодействие, мы способствуем активизации мыслительной деятельности, создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Выбранное мною направление деятельности является не случайным, это результат исследований в области интеллектуального развития детей. Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствуют. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности. Моя задача организовать работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Занимаясь с детьми, я наблюдаю, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и эмоциональной сферы.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука». Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. В. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению, а не наоборот.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов», — писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.

Она — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», здесь истоки способностей и дарований детей. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Метод кинезиологии помогает детям через движения развиваться во всех направлениях. Но самое главное – изучая материалы метода кинезиологии, я поняла, что для наших детей в детском саду он очень актуален, и к тому же не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Дети с удовольствием стали заниматься кинезиологическими упражнениями.

Уже с младшего дошкольного возраста главной задачей ставлю интеллектуальное развитие через метод кинезиологии. Обучение детей организую в форме игры, т. к. игра являетсяведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Специалисты (Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум. Чем лучше развиты двигательные качества, тем больше потенциал развитию интеллектуальных способностей. А все кинезиологические упражнения носят характер игры, что обеспечивает детям психологический комфорт, способствует полноценному развитию.

Кинезиологические упражнения включают в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для мелкой моторики, массаж, упражнения на релаксацию.

Кинезиологические упражнения я использую в непрерывной образовательной деятельности, использую как часть динамических пауз, утренней гимнастики и гимнастики после сна, на прогулке, перед организованной образовательной деятельностью, как настраивающее звено детский организм на плодотворную работу.

При разучивании кинезиологических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений.

Для того чтобы дети лучше запоминали кинезиологические упражнения, в совместной с детьми деятельности мы разбираем технику движения. Затем постепенно увеличиваем время и сложность упражнений. Сначала движения прорабатываем рукой, которая у ребенка является ведущей, затем – работаем другой и только потом мы включаем в деятельность обе руки. При затруднениях я предлагаю ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, ежедневно, без пропусков. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Продолжительность деятельности зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30минут в день.

Большое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений в домашних условиях, для совместной деятельности родителей и детей. Они ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений, проводятся тематические консультации, тренинги, постоянно обновляется наглядная информация в родительском уголке.

Опыт своей работы распространяла среди сотрудников детского сада: проводила мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений», непрерывную образовательную деятельность «Прогулка на лесную поляну», консультировала родителей по теме «Кинезиология для детей».

В настоящее время благодаря информационно-коммуникативным технологиям у меня есть возможность распространять свой опыт работы на педагогических сайтах.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что данная технология благотворно влияют не только интеллектуальные способности, но и физические. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. Получены следующие результаты: снизилась тревожность, раздражительность, дети стали спокойнее и увереннее, легче преодолевают стрессовые ситуации, улучшились навыки самообслуживания. У детей развивается связная речь, формируется логическое мышление, улучшаются коммуникативные навыки, улучшается внимание, память, воображение, повышается работоспособность. Дети становятся сообразительными, активными, энергичными и контролирующими себя, улучшается координация пальцев.

Итак, я считаю своей целью в своей работе развитие личности каждого ребенка, его познавательных способностей, а также охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Методика применения кинезиологии позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга, сохранять и укреплять его физическое здоровье. Данная технология повышает работоспособность, улучшает вербальную память, речь, концентрацию, объём и переключаемость внимания, создает положительные установки на образовательную деятельность и повышает жизненные силы организма.

В дальнейшем планирую продолжать и расширять применение данной технологии в своей работе, опробовать новые комплексы упражнений. И в завершение хочу сказать, что человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка»Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 января 2023 в 09:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как средство организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Ольга Ивановна (УИ 2009806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД