Папки-передвижки

Кинезиология как метод развития дошкольников

ОЛЬГА ЧАЩИНА
Кинезиология как метод развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология – это перспективное научное направление, которое сочетает в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, дефектология, логопедия и др.

Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и речь, не перегружая излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Эти и другие вопросы легли в основу науки образовательная кинезиология.

Публикация «Кинезиология как метод развития дошкольников» размещена в разделах

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

В основе кинезиологии лежит теория о трех функциональных блоках мозга.

Первый блок — это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок.

Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен».

Работа всех трех блоков определяет поведение. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает.

Если не работает первый блок — снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания, снижение двигательной и познавательной активности.

Если не работает второй блок — отвлекаемость, нарушение речи.

Если не работает третий блок — ребенок не может предвидеть того что будет дальше.

Именно на данной теории разработаны комплексы кинезиологических упражнений - система быстрых, простых, специфичных движений.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Используя её в образовательном процессе, мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию.

Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

Виды кинезиологических упражнений :

Упражнения для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).

Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).

Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата).

Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).

Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).

Массаж (воздействует на биологически активные точки).

Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

Остановлюсь на некоторых кинезиологических упражнениях, которые вы можете использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

"Ухо - нос". Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать команды (кулак -ребро-ладонь)

Зеркальное рисование Ребенок одновременно рисует обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

“Горизонтальная восьмерка”. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

ТЕЛЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Перекрестное марширование»

Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Крюки» Выполнять стоя, сидя. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

РАСТЯЖКИ

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Равнонаправленные движения глаз расширяют поле зрения и восприятие, помогают детям воспринимают нужную информацию.

«Глаз – путешественник». Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет.

МАССАЖ

Массаж тоже входит в кинезиологию, как средство коррекции. Полезны различные виды массажа, особенно пальцев рук и ушных раковин. На ухе находится 148 точек, каждая из которых соответствует определенной части тела человека.

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставиться на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её.

Дети любят всех зверей /

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегерей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Упражнение «Взяли ушки за макушки» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали…

Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательные упражнения помогают развить ритмичность организма, самоконтроль и произвольность. Ритм дыхания – это единственный ритм, который поддается управлению. Дыхательная гимнастика дает хороший результат в работе с гиперактивными детьми, корректирует дефицит внимания. Сначала учим ребенка контролировать вдох и выдох, выдерживать паузу между ними. Диафрагма должна двигаться, а плечи находились в состоянии покоя. Упражнения делаются в игре, например, можно «надувать» в животе разноцветный шар.

«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представить, что перед вами стоит большая свеча. Сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. А теперь представить перед собой 5 маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и задуть эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик». Исходное положение стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду.

Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Релаксация помогает детям избавиться от накопившегося внутреннего негатива. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Упражнения желательно выполнять с использованием музыкального сопровождения.

«Путешествие на облаке» «Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными».

Для результативности работы желательно соблюдать условия:

Занятия проводить утром, систематично;

Дети должны в точности выполнять заданные движения стоя или сидя за столами;

Упражнения проводить комплексами по две недели.

Кинезиология активно участвует в здоровьесбережении, что позволяет развивать физические и психофизиологические качества воспитанников ДОУ, сохраняет их здоровье и участвует в профилактике отклонений их развития. Развитие тела. повышение стрессоустойчивости организма, улучшение зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки – это основные процессы, в которых участвует кинезиология.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как метод развития дошкольников
Опубликовано: 9 января 2024 в 14:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как метод развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА ЧАЩИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД