Юлия Плужникова
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Плужникова Юлия Владимировна
учитель - логопед
МАДОУ детский сад № 11 "Звёздочка"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и исправлять недостатки речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Публикация «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кинезиологические приёмы, которые можно использовать в логопедической практике:
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:
1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:
• добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
• подключает движение языка к движениям рук;
• сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
• дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).
Усовершенствованные упражнения нужно прорабатывать постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём. В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга
Использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:
• звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
• фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
• лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Применение кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
• подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
• формировать правильное речевое дыхание;
• автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Использование кинезиологических упражнений в деятельности учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи кинезиологические упражнения, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Кинезиологические упражнения можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:
• по коррекции нарушений звукопроизношения
• по коррекции нарушений фонематического слуха
• по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики. За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
• подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
• формировать правильное речевое дыхание;
• автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Упражнения для развития мелкой моторики
“Колечко ”
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро - ладонь”
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
“Лезгинка ”
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет педагог. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Упражнения на дыхание позволяют развить ритмику организма, самоконтроль и произвольность.
1. Ныряльщик. Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и закрыть нос пальцами. присесть, как будто нырнуть в воду.
2. Кулачки. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На выдохе- сжать кулак с усилением. Затем ослабить усиление, сделать выдох.