Акимова Светлана
Кинезиологическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Аннотация: Проблема оздоровления детей требует комплексного подхода и введению новых методов технологий работы в ДОУ. Кинезиология является одним из видов здоровьесбережения. Данная методика позволяет скрытие способности ребенка, расширять возможные границы головного мозга.
Публикация «Кинезиологическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Ключевые слова: кинезиология, здоровьесбережение, технология.
Одной из основных задач на протяжении многих лет в нашем ДОУ, является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.
Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направленны на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующею и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии :
• Развития межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развития общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности.
• Снятие эмоциональной напряжённости.
• Создания положительного эмоционального настроения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определё нные условия:
• Упражнения необходимо проводить с детьми ежедневно. Сначала детям с раннего возраста необходимо выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
• Занятия проводятся утром.
• Занятия проводятся ежедневно без пропусков.
• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
• От детей требуются точное выполнение движений и приемов.
• Упражнения проводятся стоя или сидя.
• Упражнения проводятся по специальным разработанным комплексам.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две-четыре недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создаёт определённый настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Все комплексы подбираются вместе с воспитателем, учитывая возрастные особенности детей. В комплексы включены упражнения для развития мелкой моторики, дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица, кистей рук, стоп и шейного отдела, упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела.
Виды кинезиологических упражнений :
• Упражнения для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
• Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
• Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата).
• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
• Массаж (воздействует на биологически активные точки).
• Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).
Немного поподробнее хочу остановиться на некоторых кинезиологических упражнениях, которые я использую в своей работе.
Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Большинство из нас выполняют ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Литература:
1. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс] : СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: https://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс] : Просто в непростом. рф – Режим доступа: https://tao-online.net/gimnastika-mozga/.
3. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс] : СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: https://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
4. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс] : Дети Будущего – Режим доступа: https://www.deti-budushego.com/node/217.
5. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс] : Образовательная кинезиология – Режим доступа : https://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga