Елена Батракова
Кинетический песок -универсальная игрушка в работе с детьми, их родителями и педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.
Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который
оказывает развивающее действие на детей.
Темочки:
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Для подобных игр есть название - песочная терапия.
Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из
обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.
Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца, «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, мира глазами ребенка.
Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному,
конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную
чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает
дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения
общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей
коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и
воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Паспорт проекта
Название: «Кинетический песок – универсальная игрушка в работе с детьми, их родителями и педагогами».
Тип проекта: познавательно –исследовательский.
Вид проекта: обучающий, исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный, 5 месяцев
Объект исследования: кинетический песок и его возможности для обучения
и развития детей в ДОУ
Участники проекта: дети разновозрастной группы (от 2 до 7 лет, родители,
воспитатель.
Цель: развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Задачи:
• развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;
• развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
• развитие речи, обогащение и активизация словаря
детей;
• закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
• развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);
• приобретение коммуникативных навыков и навыков
совместной деятельности;
• установление и развитие отношений
партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
• установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
• привлечение родителей (законных представителей)
к совместной деятельности с детьми.
Проблемные вопросы:
• Что можно построить из кинетического песка?
• Целесообразно ли использовать кинетический песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ?
• Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе с детьми?
• Является ли кинетический песок универсальной игрушкой в работе с детьми и взрослыми?
Формы реализации проекта с детьми :
• в организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»;
• педагогическое обследование детей, результаты которого могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
• подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми;
• самостоятельная и совместная игровая деятельность детей;
• серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей.
с родителями и педагогами :
• анкетирование родителей;
• просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций - презентаций, семинаров-практикумов, оформление информационного уголка для родителей и педагогов;
• привлечение родителей к составлению методических рекомендаций для работы с кинетическим песком;
• совместные развлечения с использованием кинетического песка;
• фотовыставка;
• индивидуальная консультативная работа;
• мастер – классы для педагогов и родителей «Играем с кинетическим песком»;
• родительское собрание с показом практической работы с детьми.
Методы проекта
1. Информационно-рецептивный: показ воспитателя, рассматривание, наблюдение;
2. Исследовательский метод: проблемные вопросы, опыты по исследованию свойств кинетического песка;
3. Репродуктивный метод: ООД, игры и упражнения с кинетическим песком;
4. Эвристический метод: эвристическая беседа, консультации для родителей, объяснения, словесные рекомендации, индивидуальные беседы.
Условия реализации проекта: игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с кинетическим песком; вовлечение родителей в работу над проектом; подготовка оборудования, материалов и инструментов; обогащение РППС в группе и дома.
Предварительная работа с детьми :
проведение игр с кинетическим песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком);
с родителями :
• анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к теме проекта;
• информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании;
• вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• консультация «Знакомство с кинетическим песком».
с педагогами :
• проведение консультации для педагогов МБДОУ и выступление на РМО
на тему «Кинетический песок – универсальная игрушка для детей»;
• презентация проектной деятельности (информирование педагогов с целью, задачами и этапами реализации проекта).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Презентационный.
Ожидаемый результат по проекту для детей:
• знакомство детей с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, дети научатся создавать собственные песочные композиции;
• развитие мелкой и крупной моторики рук;
• развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности мышления, а именно способности порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение;
• совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей;
• совершенствование игровой деятельности, что способствует приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей.
для родителей :
• развитие у родителей интереса к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей, желания участвовать в жизни
группы;
• становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
• обогащение родительского опыта в воспитании детей;
• обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
• создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у
ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
для педагогов :
• знакомство педагогов с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов
(игрушек) в работе с кинетически песком;
• повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми;
• повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;
• развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений в работе с детьми и родителями;
• развитие творческого потенциала и креативности педагогов, их самостоятельности и инициативы в использовании инновационных
технологий в обучении и воспитании детей.
Этапы проекта:
I этап
Подготовительный
1. Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.
Ожидаемые результаты
по I этапу
1. Определение целей и задач проектной деятельности.
2. Составление плана работы по проектной деятельности.
3. Проведение педагогического обследования детей и анкетирования
родителей с целью определения актуальности проекта.
5. Оформление информационного уголка для родителей : размещение
рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта.
6. Привлечение родителей к сбору методического материала и коллекции
игрушек по разной тематике для песочной терапии.
II этап
Основной
1. Разработка конспектов ООД, сценария развлечения с использованием кинетического песка.
2. Подготовка консультаций, мастер – классов, развлечений по использованию кинетического песка для родителей и педагогов.
4. Привлечение родителей к сбору и оформлению методических
рекомендаций, картотеки игр и упражнений для работы с кинетическим
песком.
Ожидаемые результаты
по II этапу
1. Проведение ООД, развлечений с использованием кинетического песка и
интерактивной песочницы воспитателем.
2. Просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций, мастер – классов.
3. Картотеки игр и методические рекомендаций по использованию
кинетического песка для воспитателей и родителей.
4. Проведение игр с использованием кинетического песка с родителями и
детьми.
III этап
Презентационный
Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить
поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и
обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для
представления результатов проекта для педагогов ДОУ и родителей).
Ожидаемые результаты
по III этапу
1. Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей.
2. Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта.
2. Выставка «Чудеса на песке» (фото)
3. Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей.
Мероприятия в рамках проекта
с детьми :
Сентябрь
1. Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития
детей с помощью игр с кинетическим песком).
2. Игра - занятие на тему «Знакомство с кинетическим песком. Путешествие в
песочную страну».
3. ООД по познавательному развитию на тему «Дары осени». Практическая
часть «Поможем зайке посадить огород».
Цель:
• определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком;
• познакомить детей с свойствами, правилами и способами работы с
кинетическим песком;
• закрепление знаний детей об овощах и фруктах;
• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом.
Октябрь
1. ООД по развитию речи на тему «Сердцу милый уголок». Практическая часть «Мое село родное» (с использованием интерактивной песочницы).
Цель:
• закрепление знаний детей о родном крае, селе, его жителях, достопримечательностях;
• приобретение навыков и знаний работы с интерактивной песочницей;
• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении с детьми и педагогом.
Ноябрь
1. Проведение ООД по рисованию на тему «Аквариум с рыбками». Практическая часть «Лепим рыб из кинетического песка».
Цель:
• расширять знания о рыбах;
• упражнять в технике печатания;
• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении с детьми и педагогом.
• установление и развитие отношений партнерства в системе в сотрудничестве в системе
«ребенок - родители».
Декабрь
1. ООД по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией
повар. Экскурсия на кухню». Практическая часть «Мы повара».
2. Проведение экскурсии на Птичий двор. Практическая часть «Птицеферма»
ООД «В гостях у бабушки Арины»
• познакомить детей с профессией повара и его работой;
• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении с детьми и педагогом.
• закрепить знание детей о домашней птице и домашних животных;
• приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении с детьми и педагогом.
Январь
1. Фотовыставка «Чудеса на песке» (играем с песком дома)
2. Педагогическое обследование детей.
• развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение;
• приобретение навыков совместной деятельности детей и родителей.
• обследования знаний, навыков и умений детей в работе с кинетическим песком.
с родителями :
1. Сбор коллекции игрушек и бросового материала для игр в песочнице.
2. Подборка методической литературы для работы с кинетическим песком.
• с целью определения актуальности проекта;
• практическое оснащение проекта для игр с кинетическим песком;
• вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
3. Оформление информационного уголка для родителей : размещение
рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме.
• познакомить родителей с кинетическим песком, его свойствами, правилами и способами работы с ним.
• информирование родителей о кинетическом песке и способах работы с ним.
4. Консультация для родителей «Интерактивная песочница в работе с
детьми дошкольного возраста».
Демонстрация интерактивной песочницы «Играем вместе».
• познакомить родителей с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей.
5. Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки
игр с кинетическим песком для воспитателей и родителей.
• развивать интерес к совместной деятельности
детей и родителей;
• обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок - родители»;
• обогащение родительского опыта в воспитании детей;
• вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
6. Фотовыставка «Чудеса на песке» (играем с песком дома).
7. Выступление воспитателя с презентацией на родительском собрании.
• создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
• представления результатов проекта родителям;
• развитие у родителей желания участвовать в жизни группы;
•становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы.
с педагогами :
1. Презентация для педагогов «Кинетический песок – универсальная игрушка для детей».
2. Мастер – класс для воспитателей «Кинетический песок в работе с детьми».
• познакомить педагогов ДОУ с кинетическим песком, его свойствах, правилах и способах работы с ним;
• повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми.
3. Проведение экскурсии на Птичий двор.
Практическая часть «Птицеферма».
• повышение профессиональной компетенции педагогов в
использовании инновационных технологий в работе с детьми.
4. Консультация для педагогов «Интерактивная песочница в работе
с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной
песочницы «Играем вместе».
•познакомить педагогов ДОУ с интерактивной песочницей и ее
возможностями для обучения и развития детей;
•повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми.
5. Презентация проекта на педсовете.
• представления результатов проекта родителям;
•формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
Для педагогического обследования детей я использовала игры с кинетическим песком по программе Е. Ю. Конанихиной «Волшебный мир песка», «Чудесный песок», как индивидуально так с подгруппой детей в непринужденной обстановке в вечернее время.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под
редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2015
2. Н. А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012
3. Интернет сайт «Дошколенок» - https://dohcolonoc.ru/
4. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования - наша сеть» -
https://nsportal.ru/
5. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с
детьми. – М. : Генезис, 2016 – 128стр.
6. Конаныхина Е. Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны».
7. Конаныхина Е. Ю. Программа «Кинетический песок – чудесный материал в
работе с детьми и взрослыми», «Чудесный материал».
8. Гаврик А. В., Ратникова Е. В. "Игры на песке" — СПб. : Речь, 2013.
9. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. "В гостях у песочной феи. Организация
«педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" //
10. Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74