Оксана Самойлова
Методическая разработка «Кинетический песок-универсальная детская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Кинетический песок - универсальная детская игрушка»
Так уж устроены наши дети, что именно во время игры внимание ребенка задействовано на все 100 %. Поэтому навыки и умения, приобретенные в игровой форме, усваиваются полностью. Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной детской игрушкой. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, познавательного процесса, это уникальный материал для развития творческих способностей. Развитие детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Именно поэтому в своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком.
Публикация «Методическая разработка „Кинетический песок-универсальная детская игрушка“» размещена в разделах
Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", ребята говорят про него «Он живой! Шевелится!» Песок течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.
С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Мастер-класс с жюри.
Работу с кинетическим песком я начала в сентябре этого года, когда ко мне перешли ребята из ясельной группы. Для реализации этого направления был приобретен стол, надувная песочница и несколько комплектов цветного песка. Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения: индивидуально или фронтально, а также от направления работы.
Для организации игр с песком приобрели пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки, геометрические фигуры, набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир. Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр.
Для начала мы с малышами познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником - им оказался житель страны песочных игр Гномик. Гномик пригласил детей поиграть с пеком, но обозначил некоторые правила поведения.
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Поначалу малыши с удовольствием пересыпали его из ладошки в ладошку, погружают в него руки, мяли песок, делали из массы бесформенные насыпи, горки. Некоторых детей тактильные прикосновения к кинетическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Это особенно важно в условиях адаптации детей к новым условиям, педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать, отвлечь и организовать их. И вот здесь на помощь приходит кинетический песок, этот магнит притягивал к себе детские ручки.
Процесс знакомства с песком растянулся на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. Играя с песком, дети проявляли к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследовали новые способы взаимодействия с ним. Понемногу переходили к более сложным фигурам, показывала и просматривали видеоролики как можно делать фигуры с более четкими формами, как — рассыпчатые, как вовлечь в процесс другие игрушки : например, кинетический песок может стать материалом для постройки фермы или разыгрывали ситуации «Накорми кукол».
Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке, поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность. Взаимодействие с родителями осуществлялось следующим образом: привлечение к приобретению атрибутов (подбор материала для игр не оказался обременительным, т. к. каждый ребёнок с большим желанием старался поделиться фигурками из киндер - сюрпризов); консультация «Что такое кинетический песок?», «Тайны кинетического песка»; индивидуальная консультативная помощь, мастер-класс с показом видеоролика «Наши малыши и кинетический песок»
Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон, и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития. Идеальная игрушка для первых экспериментов и детского творчества.
Такой мега-тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие у малыша познавательных процессов: мышление, воображение, память, способствует формированию коммуникативных навыков. С его помощью гораздо легче будет происходить развитие мелкой моторики, формироваться представления о сенсорных эталонах. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.