Гниденко Нина
Проект «Кинетический песок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : cреднесрочный, творческий, практический, игровой.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : среднесрочный (сентябрь-январь).
Актуальность проекта :
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Публикация «Проект „Кинетический песок в детском саду“» размещена в разделах
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Цель: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;
способствовать функциональному вовлечению родителей в общую работу по привыкания ребенка к условиям ДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».
3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче.
6. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.
Реализацию проекта осуществила в три этапа:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Перспективное планирование проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление
информационного уголка для родителей и педагогов.
II этап – основной (практический).
- Реализация проекта в соответствии с планом.
III этап – заключительный.
Анализ проведё нной работы:
- Анкетирование родителей по результатам адаптации (реализации проекта).
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Презентация проекта :
- Организация фотовыставки по проекту «Из жизни детей в детском саду»;
- Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости».
Предварительная работа.
1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме).
2. Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
3. Составление картотеки игр с кинетическим песком.
4. Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.
5. Подготовка места для игр с кинетическим песком.
Взаимодействие с родителями:
Сентябрь Родительское собрание: «Здравствуй, детский сад! Мы вместе»
Памятка для родителей "Первые дни пребывания в детском саду".
Консультация: «Необычные материалы для развития детей: Кинетический песок».
Октябрь Папка-передвижка: «Кинетический песок своими руками. Способ приготовления».
Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»
Ноябрь Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём».
Декабрь Творческая мастерская «Рисование песком»
Папка-передвижка «Игры с кинетическим песком для детей раннего возраста»
Январь Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости»
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП: «Один и много», «Большой – маленький» (формочки, ведерки, трафареты, печатки, кинетический песок)
Ознакомление с предметным окружением: «Найди такой же», д/и, направленные на появление обобщающих понятий «Игрушки», «Посуда», «Одежда»
Ознакомление с миром природы: д/и «Дождик», «Веселая ферма», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Д/и «Ручеек», «Подарок на всех», «Секретики», «Мое настроение», «Кукла Катя в детском саду», «Кукла Катя ест кашу», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Уложим куклу Катю спать»
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение потешек «Кто у нас хороший», «Жили-были сто ребят», «Ай, лады-лады-лады…», «Водичка, водичка…» «Я пеку, пеку, пеку…», «Сорока-белобока».
д/и «Кто как кричит?», «Катины помощники», «Разноцветный сундучок», «Как зовут зверя?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование песком, на песке, трафареты, штампики, печатки.
Конструирование:
«Заборчик», «Башенка», «Домик». Строительные игры с использованием песка в групповом помещении и на улице.
Слушание музыки:
«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Вы- сотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Пляска с куклами» сл. A. Ануфриевой; колыбельные.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Поезд».
Планирование работы по теме
Сентябрь “В гостях у Песочной Феи. Знакомство”
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей, которая любит детей, игрушки. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице. Мини-истории «Песочные человечки»
Структура:
Тактильная разминка
Создание сказочной ситуации
Практическое задание по сюжету
Поощрение детей за помощь человечкам
«Знакомство с песком»
(контейнер, песок) Педагог просит по-разному “поздороваться с песком”, то есть различными способами дотронуться до песка. • Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• Легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• Дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
Октябрь «Песочные прятки»
(контейнер, песок, киндер-игрушки, лопатки, палочки, кисточки) Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.
Чтение А. Барто «Игрушки»
Игровое упражнение:«Помоги найти игрушку».
Д/и «Волшебный мешочек» «Песочный праздник»
(контейнер, песок, большая кукла, формочки, подносы) У куклы Кати день рождения. Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол. Игровые упражнения:«Напоим куклу Катю чаем», «У Мишки день рождения».
Ноябрь «Песочный круг»
( различные предметы: камешки, пуговицы, и др. ; контейнер, песок) Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Рисование на песке пальчиком.
Д/и «Волшебный мешочек»
«Я пеку, пеку, пеку»
(контейнер, песок, формочки, лопатка,
стека-нож, тарелочки) Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно “выпекать” и руками, перекладывая песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол.
Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку…»
Д/и «Чаепитие»
Игровое упражнение:«Напоим куклу Катю чаем», «У Мишки день рождения».
Декабрь «Секретики»
(глубокий контейнер, песок, палочки, кисточки, перышки)
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую кисточку, палочку.
Игровое упражнение:«Помоги найти игрушку».
Д/и «Волшебный мешочек»
«Песочные строители»(контейнер, песок,киндер-игрушки, формочки)
Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома круглой формы, медведь - только прямоугольной, а волк хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.
Чтение А. Барто «Строители»
Игровое упражнение:«Помоги построить домики».
Д/ и: «Кто где живет?»
Январь «Необыкновенные следы»
(контейнер, песок, формочки, палочки)
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслаблен-ными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Крокозябла» - ребенок оставляет на песке самые разнообразные следы. Игровая ситуация:«В гости к нам пришли зверята».
Просмотр мультфильма: «Маша и медведь»
Прослушивание аудио-записи: «Песенка про следы».
Рисование: «В мире по следам любого узнавать умею я …» - коллективная работа (печатание штампами).
«Песочный детский сад» Поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек- «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка. Игровая ситуация:«Кукла Катя ест кашу», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Уложим куклу Катю спать»
Итог:
Организуя работу с кинетическим песком, обратила внимание на то, что песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние.
Определение перспективы:
Продолжить работу в данном направлении. Мотивировать детей по окончании работы над проектом на дальнейшую познавательную деятельность с кинетическим песком.