Ирина Аксенова
Казачье подворье в казачьей группе. Фотоотчет
Недостаточная информированность детей о казачестве, родном крае, истории
заселения, быте, традициях, выдающихся людях. Дети мало интересуются историей родного края, а если и знают что-то, то только понаслышке, поверхностно.
Традиционная культура подавляющего большинства этносов нс
является унифицированной на веем пространстве, занимаемом народом.
Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие
хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими
народами и культурами, способствуют формированию культурных
диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени
Публикация «Казачье подворье в казачьей группе, Фотоотчет» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
проявляются во всех блоках культуры, в т. ч. в календарных праздниках
и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре
этноса образуются региональные особенности.
К числу локальных традиций относится культура кубанского
казачества и, шире, восточнославянского населения Кубани.
Кубанское казачество, несмотря на обширную досоветскую,
советскую и постсоветскую историографию, остается одной из слабо
изученных в этнографическом отношении этнических общностей. Меньше
всего исследована его традиционно-бытовая культура и особенно
одна из се наиболее важных в научном и практическом отношении
подсистем - календарные праздники и обряды.
Работы, вышедшие в советский период, в основном, посвящены
истории заселения, достаточно беглой характеристике культуры и
этнокультурной ситуации в целом, или отдельным аспектам духовной
культуры. Ряд работ в силу чрезмерной идсологизированности во
многом утратил свое значение.
Особого внимания заслуживает коллективная монография «Кубанские
станицы», изданная в 1967г.. Это первое и единственное за
советский период исследование, в котором предпринята попытка выявить
основные этнические и культурно-бытовые процессы в среде славянского
населения Кубани, дать его комплексное описание. Нс останавливаясь
на подробном анализе положительных и отрицательных сторон
этой работы, отмстим, что в подходе к объекту и предмету изучения,
оценке ряда явлений из области социальной и культурной жизни дореволюционной
и советской Кубани также отразились тенденции, характерные
для того времени. С основательной проработкой таких вопросов,
как история заселения, материальная культура, занятия населения, говоры,
резко контрастируют материалы по традиционной духовной культуре
казачества, а тема о традиционных праздниках и обрядах даже нс
выделена в самостоятельный подраздел, их описание нс носит системного
характера и занимает всего несколько страничек.
Календарные праздники и обряды нашли отражение в трудах и
других авторов советского и постсоветского периодов. В целом эти
работы разнородны по целям, задачам и характеру.
Одни из них посвящены отдельным праздникам: (Н. И. Кирей,
И. И. Бондарь. «Праздник Нового года»). В других дастся описание
значительных отрезков календаря, но на материале незначительной
и искусственно ограниченной территориальной группы кубанского
казачества : (Н. А. Павличенко. «Региональные особенности проведения
Великого поста на территории Верхней Кубани»? .
В третьих, в силу очеркового характера работ, содержится самый
общий обзор «календаря» кубанских казаков.
Особую группу составляют сборники музыкального фольклора,
авторских и народных песен, в которых представлены и отдельные
календарные «тексты». В данном случае речь идет прежде всего об
оригинальных публикациях и переизданиях, подготовленных В. Г. Захарченко:
«Пост Кубанский казачий хор», «Песни станицы Кавказской
» (И); переизданиях сборников, составленных А. Д. Бигдаем и Г. М. Коицевичем и др.
5
Особого внимания заслуживает ряд публикаций М. Ф. Куракее-
вой, в т. ч. монография «Всрхнскубанскис казаки : быт, культура, традиции
», в которой, наряду с общественными отношениями, хозяйственным
бытом и свадебной обрядностью, в специальной главе дастся описание
основных праздников и обрядов годового круга
Пытаясь доказать, что славянское население верховьев Кубани
представляет собой этнографическую группу кубанского казачества,
что нс бесспорно, по крайней мере на данном этапе исследований, автор
привлекает для этого и календарно-обрядовую культуру. Помимо
этого работа подготовлена на основе недостаточно полных полевых
материалах автора, требующих осторожного и критического подхода
со стороны других исследователей. Некоторые принципиально важные
этнографические факты, содержащиеся в работах М. Ф. Кураксс-
вой, нс подтверждаются или даже опровергаются нашими полевыми
материалами