Лучший педагог года

Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ (2 фото)

Юлия Фадюшина
Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время перед системой дошкольного образования поставлены особые задачи. Это вызвано радикальными преобразованиями, происходящими последние годы в России.

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющих детей дошкольного возраста, в том числе и с проблемами развития.

Публикация «Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" в статье 18: для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года прописано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для этих детей видов деятельности.

Таким образом, важно раскрыть способности и максимально развить возможности каждого ребенка, мотивировать детей на дальнейшее обучение в школе, подготовить воспитанников к социуму.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения — смена содержания образования, ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В ФГОС ДО, среди принципов дошкольного образования, выделяется индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема создания инклюзивного образования вызвана тенденцией увеличения количества детей с ОВЗ. По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детского населения. Государством с целью обеспечения их оптимальной социальной защиты в обществе определен целый комплекс дополнительных прав и гарантий.

Дети с ОВЗ по структурным признакам не однозначны, больший процент среди них это дети с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

У детей с задержкой психического развития наблюдается ограничение психических и познавательных возможностей не позволяющие ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт и истощается. Что ведет к снижению овладения ЗУН.

Задержка темпа развития имеет обратимый характер. Поэтому своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Среди наиболее характерных особенностей детей с ЗПР выделяется специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы : лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной стороны речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.

Речь детей с ЗПР значительно отличается от нормы, что тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога. Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.

Именно поэтому с детьми с ЗПР предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей.

Таким образом, дефекты речи у детей с задержкой психического развития проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития.

Поэтому необходимо как можно раньше выявлять детей с ЗПР и оказывать коррекционную помощь в условиях детского сада и семьи.

Для речевого и познавательного развития детей с ЗПР мной был систематизирован речевой материал и создан каталог заданий, упражнений на основе лексическим тем, который:

• способствует развитию всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ЗПР (расширение и активизация словаря, формирование и развитие грамматического стоя речи, развитие связной речи);

• способствует обогащению занятия с детьми материалом по развитию познавательных процессов таких как: восприятие (слуховое и зрительное, внимание (концентрация, распределение и переключение, память (оперативной речевой и образной, мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

• помогает организовать занятия в игровой форме, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей;

• помогает использование материала по теме во все режимные моменты;

• обеспечивает взаимосвязь педагогов ДОУ в единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками по закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;

• помогает легко подобрать материал для рекомендаций родителям по работе с детьми в домашних условиях.

Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

1. Расширение и активизация словаря:

- Продолжи предложение.

- Что лишнее?

- Скажи наоборот.

- Подбери признак/действие.

- Подбери обобщающее слово.

- Когда так говорят?

- Что не так?

- Закончи предложение.

- Вставь в предложение пропущенное слово.

- Отгадай загадки.

- Узнай по признаку действию.

- Назови части целого.

- Как можно закончить предложения?

- Запомни слова.

- Запомни цепочку слов.

- Запомни пары слов

2. Формирование и развитие грамматического строя речи:

- Какое слово не подходит?

- Собери предложение.

- Продолжи предложение.

- Закончи предложение.

- Вставь в предложение пропущенное слово.

- Употреби слово или словосочетание в нужной форме.

- Сосчитай до пяти.

- Назови ласково.

- Измени по образцу.

- Исправь ошибку.

- Подбери признак / действие.

3. Развитие связной речи:

- Когда так говорят?

- Объясни словечко.

- Текст, для пересказа.

- Пословицы и поговорки

- Стихи

- Считалки.

- Что не так?

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Хитрые вопросы.

- Закончи предложение.

- Продолжи предложение.

- Вставь в предложение пропущенное слово.

-

4. Развитие восприятия:

- Какое слово отличается от других?

- Какое слово самое короткое / самое длинное?

- Подскажи словечко

5. Развитие зрительно-моторной координации:

- Пальчиковая гимнастика

- Динамические паузы

6. Развитие мышления:

- Отгадай загадки.

- Подбери парное слово.

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Когда так говорят?

- Что не так?

- Что лишнее?

- Скажи наоборот.

- Подбери признак /действие.

- Закончи предложение.

- Вставь в предложение пропущенное слово.

- Как можно закончить предложения?

- Хитрые вопросы.

- Умные задачки.

- Запомни слова.

- Запомни цепочку слов.

7. Развитие внимания:

- Хитрые вопросы.

- Умные задачки.

- Запомни слова.

- Запомни цепочку слов.

- Запомни пары слов.

- Какое слово отличается от других?

- Отгадай загадки

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

8. Развитие памяти:

- Запомни слова.

- Запомни цепочку слов.

- Запомни пары слов.

- Выкладывание из палочек по памяти

- Скороговорки

- Считалки

- Стихи

Краткое содержание заданий показывает, на что нужно обратить внимание при выполнении упражнений :

Вставь в предложение пропущенное слово: подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения.

Закончи предложение: подбор слова по лексической теме в контексте предложения.

Запомни пары слов: объединение слов в пары на разных логических основаниях.

Запомни слова: работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.

Запомни цепочку слов: работа с материалом, где заранее заложены сюжетная связь и последовательность между словами.

Измени по образцу: употребление единственного и множественного числа существительного, притяжательных и качественных прилагательных, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени, изменения прилагательных в роде, числе.

Исправь ошибку: нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

Как можно закончить предложения? (подбор логически обоснованного окончания предложения).

Какое слово не подходит? (работа с использованием однокоренных слов).

Какое слово отличается от других? (сравнение слов по звучанию).

Какое слово самое короткое самое длинное? (сравнение слоговой структуры слов).

Когда так говорят? (толкование пословиц и поговорок).

Назови ласково: образование уменышительно - ласкательной формы существительных.

Назови части целого: подбор слов для называния частей целого.

Отгадай загадки: отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме.

Подбери парное слово: использование простых словесных аналогий;

Подбери признак/ действие: подбор прилагательных и глаголов к существительным.

Подскажи словечко: добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии.

Продолжи предложение: подбор однородных членов предложения;

Скажи наоборот: подбор антонимов.

Собери предложение: Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.

Сосчитай до пяти: согласование числительного и существительного.

Узнай по признаку/ действию: определение предмета или явления по его существенным признакам.

Умные задачки : логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение.

Употреби слово/ словосочетание в нужной форме: склонение слова или словосочетания.

Хитрые вопросы: формулирование развернутого и обоснованного ответа.

Что лишнее? (классификация по заданным признакам).

Что не так? (нахождение смысловой ошибки в предложениях).

Что общего и чем отличаются друг от друга? (нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления).

Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ
Фото №1 В настоящее время перед системой дошкольного образования поставлены особые задачи
Публикации по теме:

Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам»Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам» Материал для выполнения детьми мастер – класса: листы бумаги, с расчерченными таблицами – кроссвордами по разным лексическим темам, распечатки.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возрастаКаталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Мастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детейМастер-класс изготовления пособия из бросового материала «Синий кит» для развития речевого дыхания у детей У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объем лёгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведёт.

Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и бросового материала на основе спиралек «Ангелы»Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и бросового материала на основе спиралек «Ангелы» Предлагаю мастер-класс: как можно украсить елочку самодельными игрушками, изготовленными из синельной проволоки и проволочной мишуры с использованием.

Мастер-класс по изготовлению игрушки для развития речевого дыхания «Кальмарчик» из подручного материалаМастер-класс по изготовлению игрушки для развития речевого дыхания «Кальмарчик» из подручного материала Данный мастер - класс может пригодиться, логопедам, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного образования и родителям,.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания «Накорми лягушат», из подручного материалаМастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания «Накорми лягушат», из подручного материала 14 июня. День лягушек на МААМУважаемые коллеги и гости моей странички, предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению игрушки,.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки»Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 августа 2021 в 13:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Каталог заданий, упражнений и речевого материала на основе лексическим тем для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фадюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД